Рейтинг@Mail.ru
Учителя в РФ слабо владеют методикой преподавания предметов – Синенко - РИА Новости, 25.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Учителя в РФ слабо владеют методикой преподавания предметов – Синенко

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭРектор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), член-корреспондент Российской академии образования Василий Синенко
Ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), член-корреспондент Российской академии образования Василий Синенко
Читать ria.ru в

Каких знаний не хватает учителям, и как реформировать современную систему повышения квалификации и переподготовки педагогов, в интервью РИА Новости рассказал ректор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК и ПРО), член-корреспондент Российской академии образования Василий Синенко.

- Василий Яковлевич, в чем, по-вашему, главные проблемы системы повышения квалификации и переподготовки педагогов?

- С момента распада Советского союза эта система находится в «подвешенном» состоянии. Минобрнауки РФ она неподведомственна, поэтому на федеральном уровне на нее нет влияния. А ее учредители – региональные министерства и департаменты образования - не понимают, сколь значима ее роль. В институтах повышения квалификации видят структуру, выполняющую «пожарную» черновую работу, напрямую даже не связанную с повышением квалификации учителей. К примеру, требуют собрать данные о том, сколько учащихся в пятых классах изучают различные языки, или  составить сметы для организации какого-то праздника.

- Есть мнение, что институты повышения квалификации устарели и их надо закрывать…

- Систему нужно не ликвидировать, а модернизировать. В нашем институте более 100 преподавателей, среди них 14 докторов наук, профессоров и 67 кандидатов наук, доцентов. Это профессионалы, многие из которых очень успешно продолжают работать в школе. Сегодня вся работа по новым проектам (к примеру, организация и обучение учителей для нового курса по основам религиозной культуры и светской этики) ложится на их плечи.

Но вузы и министерства недовольны, хотя нет ни мониторинговых материалов для подобной оценки, ни четких ориентиров модернизации.

- Как можно реформировать систему?

- Я предлагаю создать в каждом крупном регионе, условно говоря, Академию образования, в составе которой работало бы несколько институтов. Учебный институт – он будет заниматься повышением квалификации и переподготовкой педагогов. Институт развития образования – пусть, наряду с выработкой стратегических направлений развития регионального образования, ведет аналитическую работу (в том числе сбор статистических данных). Третий, Институт детства -  для организации работы с детьми, которые требуют особых подходов: одаренными или имеющими отклонения в развитии.

Говорят, на все это нет денег. Но в каждом регионе сегодня около полутора десятка различных центров - информационных технологий, попечительства и прочих. И в каждом из них свое руководство, отдел бухгалтерии, обслуживания. Почему бы не объединить эти центры в подобную академию?

- Уже сегодня учителя могут выбрать курсы повышения квалификации в некоторых вузах. Стоит ли расширять эту практику?

- Почему-то считается, что учителя, пообщавшись с крупными учеными, сразу повысят свою квалификацию.

Но обучать педагогов – это не все равно, что учить студентов: у них разная мотивация, опыт. В вузах не представляют, как обучать учителей-практиков.

Когда я работал учителем, мы проводили в Новосибирском академгородке зимние школы для учителей физики. На встречи с ними приезжали известные ученые, академики. Они писали на доске формулы – но никто из учителей ничего толком не понимал, хотя всем было интересно – все просто любовались «мэтрами». Такое общение, безусловно, полезно, но оно не может заменить курсы повышения квалификации.

- Вузы могут предложить учителям повышение квалификации в области предметных знаний…

- Если речь идет о переподготовке педагога, а не о повышении квалификации, тогда эти знания необходимы. Но в большинстве случаев проблем с предметными знаниями у учителей нет. Они слабы в области методических компетенций. Львиная доля времени даже в педвузах посвящена именно предметному обучению. Считается, что главное – предмет знать, а как научить детей этому предмету, педагог сам додумается, и методическая часть сокращена до минимума. Но как раз эти знания педагогам крайне необходимы. Предметные знания неизменны, а вот технологии обучения меняются.

Хотя, конечно же, сами учителя должны определять, что им важнее - физика или технологии обучения физике. У них должен быть на руках финансовый сертификат для повышения квалификации, и они должны решать, когда и на какие курсы идти.

- В Новосибирске недавно 20 лучших учителей получили сертификаты для повышения квалификации. Эксперимент удачный?

- Эксперимент хороший, его проводит администрация города. Но, во-первых, это капля в море, мы ежегодно обучаем в институте около 14 тысяч учителей. А во-вторых, учителя не готовы к тому, чтобы грамотно распорядиться сертификатами. Пять человек из 20 уже приходили к нам в институт, но не для того, чтобы принести 25 тысяч рублей, которые предусмотрены сертификатом – у нас они могут учиться бесплатно, а по сертификату съездить в Москву, Петербург, на Мальту. Поэтому нужно отслеживать качество обучения, чтобы учителя не просто ездили в другие города, а учились, используя средства сертификатов.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала