Рейтинг@Mail.ru
Россиян нужно учить "прикладным" основам права – Анна Вавилова - РИА Новости, 19.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россиян нужно учить "прикладным" основам права – Анна Вавилова

Читать ria.ru в
О необходимости преподавания правовых дисциплин непрофессионалам в интервью РИА Новости говорит заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования Государственного университета – Высшей школы экономики Анна Вавилова.

Россияне, столкнувшиеся с нарушением своих прав, зачастую не предпринимают никаких действий для своей защиты, потому что просто не знают о том, что их в чем-то ущемили. О необходимости преподавания правовых дисциплин непрофессионалам в интервью РИА Новости говорит заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Анна Вавилова.

- Анна Александровна, как построено сейчас правовое образование для «широкой аудитории»?

- В школьном курсе «Обществознание» есть раздел, посвященный праву. И есть факультативные курсы правоведения. Правда, последние из школ исчезают. Связано это, по-моему, с нынешним форматом ЕГЭ – отдельно право никуда не сдается. Школьники предпочитают не тратить время на факультатив и сдавать стандартизированный тест по обществознанию.

В неюридических вузах и ссузах (техникумах и колледжах) преподается правоведение. Иногда – с добавлением правовых дисциплин по отраслям в зависимости от профиля подготовки.

- Какие цели должно преследовать изучение права в школах и вузах? 

- Если право понимается как набор установленных норм, обязательных для исполнения, то в таком случае правовое образование должно, в первую очередь, формировать у людей понимание законного и незаконного. И тогда надо учить людей оценивать свои действия как «законные» или «незаконные», предполагать последствия этих действий. Также люди должны знать, как вести себя при столкновении с правоприменительной системой.

Однако право можно оценивать с точки зрения культуры и морали. Такой подход к праву предполагает скорее «правовое воспитание», чем правовое обучение. «Законно – незаконно» – это, на мой взгляд, иная система координат, чем «хорошо – плохо».

Мне представляется, что ситуация сложилась сейчас противоречивая. Существуют оба понимания права. И не всегда понятно, чему же нужно учить: законам – или умению оценивать правовые нормы как культурные и социальные явления.

- Есть ли способы уравновесить ситуацию?

- Возможности для этого есть. Преподавание правовых дисциплин школьникам и непрофессионалам можно было бы сделать более прикладным. Сейчас курс обществознания в основе своей дает представление о праве как культурном феномене. В одном из известных учебников по обществознанию есть большой раздел, посвященный истории права. Безусловно, понимание права в античности или средневековье интересно и важно для образованного человека, но помимо этого необходимо сосредоточиться и на вещах более практических, развивать конкретные компетенции, life skills. Ведь для школьников есть пособия – практикумы, рабочие тетради. Вот только задания в них часто составлены не лучшим образом: откройте такой-то закон и найдите ответ на вопрос. В реальной жизни человек не сохранит в памяти сведения о том, в какой главе какого кодекса зафиксировано решение какой проблемы. Гораздо полезнее было бы сформулировать задания для учащихся так, чтобы задания эти способствовали развитию навыков поиска необходимой информации – с учетом возраста обучающихся. Хорошо было бы научить школьников пользоваться базами данных «Консультант», «Гарант». К  сожалению, этих навыков зачастую не имеют и учителя.

- Кто должен преподавать правовые дисциплины в школах?

- Программы для школ и вузов должны создавать педагоги совместно с практикующими юристами. Преподавать право, наверное, должны профессиональные педагоги. Нельзя недооценивать роль методических знаний и умений педагога – у юристов их часто нет. Но я думаю, что участие юриста как в подготовке курса, так и в повышении квалификации преподавателей обязательно. Правовая тематика – это иное мышление, особая система координат, и необходимо ее обозначить. Показать, на что именно следует обращать внимание – и показать сам метод действия, а не только правильное решение.

- А как обстоят дела с преподаванием правовых дисциплин в непрофильных вузах?

- Думаю, хуже, чем в школах. Если в школах все-таки предусмотрены какие-то практикумы, то на сотню учебников по правоведению в вузах приходится от силы десяток практикумов, которые еще надо суметь найти. Обучение рассчитано на лекционную форму и предполагает ознакомление студентов с базовыми понятиями юридической науки в урезанном, по сравнению с курсами лекций для юристов, виде.

Проблема состоит в том, что применение этих знаний в реальной жизни человека почти не отрабатывается, и весь курс после сдачи зачета легко забывается. Стоило бы сосредоточиться на более узком круге понятий, с какими человек с большой долей вероятности так или иначе столкнется – договор, обязательство, доказательство, – и проработать их с практическими примерами.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала