Рейтинг@Mail.ru
Программы на английском привлекают иностранцев в вузы РФ - эксперт - РИА Новости, 25.01.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Программы на английском привлекают иностранцев в вузы РФ - эксперт

Читать ria.ru в
Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) – необычное для России образовательное учреждение. В нем обучаются те, у кого уже есть высшее образование, чтобы сначала получить диплом магистра, а затем защитить кандидатскую диссертацию в области социальных или гуманитарных наук. Всего около 150 человек, пятая часть из которых - слушатели из-за рубежа.

Европейский университет в Санкт-Петербурге (ЕУСПб) – необычное для России образовательное учреждение. В нем обучаются те, у кого уже есть высшее образование, чтобы сначала получить диплом магистра, а затем защитить кандидатскую диссертацию в области социальных или гуманитарных наук. Всего около 150 человек, пятая часть из которых - слушатели из-за рубежа. Каким должен быть современный университет и как привлечь иностранцев на обучение в Россию РИА Новости рассказал ректор университета Олег Хархордин. 

- Олег Валерьевич, как можно оценить конкурентоспособность  российских вузов на мировом рынке?

- Можно говорить об остаточной привлекательности наших вузов: когда-то Советский Союз принимал сотни иностранных студентов, и сейчас некоторые страны посылают студентов к нам по инерции. Но это в большей степени наследие колониальной зависимости, нежели свидетельство нашей конкурентоспособности.

Россия также привлекательна для молодых людей, выросших в русскоязычной среде. Я имею в виду страны бывшего Советского Союза, которые не выбрали ориентацию на Запад. Скажем, в Грузии уже мало говорят по-русски, а в Армении – достаточно, и понятно, почему армянские студенты выбирают наши университеты.

Если же говорить об обучении на английском языке, то, естественно, наши позиции здесь не самые сильные. Но во многих вузах у нас есть конкурентоспособные центры - точки роста, производящие научные знания, которые котируются на мировом рынке. Этот потенциал и следует конвертировать в образовательные программы, способные привлекать иностранных студентов.

- Как это возможно?

- На одном  из последних совещаний ректоров вузов с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко ректор ГУ-ВШЭ Ярослав  Кузьминов в качестве успешной модели приводил пример своего вуза. Все достаточно просто: вуз начинает приглашать ученых с западными степенями, создает программы на английском и пытается привлечь на них иностранных студентов.

Можно ли данную модель применить в других университетах? Полагаю, если пока невозможно создать университеты мирового уровня, то факультеты, центры – вполне реально.

Биолог Константин Северинов преподает в Ратгерсе (США) и проводит исследования в Москве. Экспериментальные материалы он возит с собой в чемодане, летая между Москвой и Нью-Йорком. Подобное практикуется во всем мире. Если бы у Северинова была кафедра, сотрудники которой, как и он, вели бы исследования, писали статьи в реферируемые журналы, на этом можно было бы отстроить и образовательную программу.

- Если будут программы, будут и студенты из-за рубежа?

- При выборе учебного заведения есть три критерия. Во-первых, обучение должно быть по карману студенту. Во-вторых, он должен понимать, что сможет учиться на том языке, какой знает, и ему не понадобится подготовительное отделение. И третье - учеба должна обеспечивать карьерные перспективы.

Москва, Петербург до сих пор котируются в мире. Заметьте, как буквально за год  «взлетела» школа менеджмента «Сколково». Понятно, что в ее создание было вложено много денег. Зато курсы идут на английском. И ясно: выпускникам всегда найдется применение, если они будут работать в бизнесе, связанном с Россией. Другой вопрос, как сделать такую же успешную школу, допустим, по физике? 

- ЕУСПб – университет небольшой, но у вас обучаются иностранные студенты. Какие цели университет преследует, ориентируясь на них?

- Мы частный университет, и перед нами всегда стояла проблема финансирования. Мы не можем существовать только на гранты, поэтому пытаемся создавать  программы, которые бы генерировали наш доход.

В середине 90-х в Америке и Западной Европе стали закрывать центры по исследованию России: холодная война закончилась, правительства этих стран перестали вкладывать деньги в изучение бывшего соперника.

Так мы увидели свободную нишу – образование для иностранцев на уровне магистратуры и аспирантуры. Мы объявили о создании международной магистерской программы по российским исследованиям.

Наше конкурентное преимущество заключалось в том, что мы предложили изучать Россию внутри России - не русский язык, а социологию, политику, историю и прочие дисциплины.

Предложение было привлекательно не только географически и культурно, но и ценой. Мы начали преподавать в два-три, а то и в четыре раза дешевле, чем, скажем, стоило обучение в Гарварде или Мичигане.

- Что еще, кроме отсутствия качественных программ на английском, мешает российским вузам привлекать на учебу иностранцев?

- Часто решение упирается в наличие ядра тех, кто не только способен преподавать  по-английски, но и делать это на уровне, ожидаемом  от преподавателя европейского или американского университета.

К примеру, костяк нашего преподавательского корпуса составили люди с западными степенями либо опытом работы за границей, а значит, знакомые с западной системой образования и обеспечивающие преподавание на том уровне, на который рассчитывало большинство студентов: студенты могли получить у нас то же, что и, допустим, в своем Колумбийском университете.

Материал  подготовила Елена  Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала