Рейтинг@Mail.ru
Электронным ресурсам нужна педагогическая экспертиза - Виктор Дронов - РИА Новости, 21.01.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Электронным ресурсам нужна педагогическая экспертиза - Виктор Дронов

© Фото : Предоставлено ГУ-ВШЭЗаместитель директора по развитию издательства «Просвещение», доктор географических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Дронов
Заместитель директора по развитию издательства «Просвещение», доктор географических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Виктор Дронов
Читать ria.ru в
О том, какие электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) целесообразно использовать в учебном процессе, в интервью РИА Новости рассказал директор по развитию издательства "Просвещение", член-корреспондент Российской академии образования, доктор географических наук Виктор Дронов.

О том, какие электронные образовательные ресурсы (ЭОРы) целесообразно использовать в учебном процессе, в интервью РИА Новости рассказал директор по развитию издательства «Просвещение», член-корреспондент Российской академии образования, доктор географических наук Виктор Дронов.

- Виктор Павлович, ЭОРы используются в школах не первый год. Изменился ли от этого учебный процесс?

- ЭОРы, конечно, упростили работу учителю: процесс обучения теперь можно сделать нагляднее, демонстрируя процессы, явления, которые раньше описывались только словами. Это повышает мотивацию учеников и качество знаний.

Но у педагогов возникли и сложности. Впервые в отечественной практике на них обрушилась лавина электронных ресурсов и пособий, они не успевают их «проработать» и научиться эффективно использовать. Практически все учителя владеют традиционными методиками, а дидактика информационно-образовательного пространства только начинает оформляться. И школе, и педвузам предстоит ее осмыслить, чтобы перестроить учебный процесс.

ЭОРы – это новейший образовательный инструмент, закладывающий основы педагогики будущего и придающий качественно новые черты привычному учебному процессу. Но сиюминутных фантастических образовательных результатов от их использования ждать не стоит.

- Некоторые ЭОРоы представляют собой оцифрованные картинки и тексты, без анимации и динамических моделей. Заинтересуется ли ими ребенок?

- Не столь важно, статичны ЭОРы или динамичны, много в них анимации или нет совсем. Главный критерий - педагогическая целесообразность.

Казалось бы, зачем детям электронный портрет Менделеева? Но во многих школах бумажного портрета вообще нет. К тому же в электронных учебных изданиях портрет «обрамлен» дополнительными ресурсами: подробной биографией ученого, выдержками из его работ. В такой системной конструкции любое статичное электронное изображение может давать гораздо больший эффект в сравнении с бумажными аналогами.

- Как вы оцениваете качество ЭОРов, выполненных в России?

- К сожалению, далеко не все разработчики задумываются об их педагогической целесообразности.

Например, один региональный технический университет разработал интересный ЭОР по географии – модель, демонстрирующую, как меняется облик Земли при изменении расстояния от Солнца: удаляем Землю – начинается оледенение, приближаем – испаряются океаны, Земля становится похожей на Меркурий... Такой ресурс стоит больших денег, для его создания нужны сложные математические расчеты. Но в учебнике географии этой проблеме посвящена одна строчка: «Расстояние от Земли до Солнца оптимально для возникновения и развития жизни на планете». Времени на работу с таким ресурсом на уроке попросту нет.

Многие ресурсы содержат грубые научные ошибки. Это следствие того, что ЭОРы, в отличие от учебников, не проходят научную и педагогическую экспертизу. Вот еще пример зрелищного и дорогого ЭОРа по географии: с помощью анимации изображается, как Земля вращается по окружности, в центре которой находится Солнце. Смотрится эффектно, но реально формируется ошибочное представление, так как Земля обращается по эллипсоидной орбите, а Солнце расположено в одном из ее фокусов. Хорошо, если учитель, увидев ошибку, не будет использовать данный продукт. Но, увы, не каждый учитель-предметник имеет базовое предметное образование.

Большая часть присутствующих на рынке электронных ресурсов содержательно не состыкована с учебниками и другими учебными материалами. Учителя удивляются: почему в учебнике, который прошел экспертизу РАН, РАО, получил гриф «Допущено» или «Рекомендовано» Минобрнауки, даны одни определения, а в ЭОРе – совсем другие, не всегда правильные или плохо адаптированные к школьной практике? Формально такие ресурсы созданы в помощь учителю и ученику, реально – дезориентируют их. Назрела острейшая необходимость в создании государственного механизма экспертизы ЭОРов, поступающих в школу.

- Как сегодня отличить качественный ЭОР от некачественного?

- На мой взгляд, доверять следует тем электронным ресурсам, которые являются частью специально создаваемых предметных информационно-образовательных сред.

Например, в издательстве «Просвещение» разработана информационно-образовательная среда «Сферы» по географии, биологии, истории и другим предметам школьной программы. В нее входят не только учебники нового поколения, имеющие гриф Минобрнауки, и большой шлейф бумажных изданий (тренажеры, экзаменаторы, пособия для учителей и пр.), но и электронные приложения, аудиокурсы, интерактивные карты и интернет-ресурсы.

Электронное приложение повторяет структуру и формат печатного учебника – в нем те же страницы, но уже электронные, с выделенными «активными зонами», «кликнув» на которые, ученик получает дополнительную информацию или выполняет задания. Например, в учебнике географии дается общая информация о цунами, а на компьютере можно наблюдать механизм его образования, увидеть карты районов, для которых характерно это явление, снимки территорий из космоса до и после цунами.

Информационно-образовательные среды также могут создаваться и на основе традиционных, проверенных временем учебников.

Подготовил Евгений Скворцов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала