Российские девятиклассники с 2008 года могут вместо изложения сдавать письменный экзамен по русскому языку в форме государственной итоговой аттестации (ГИА), которую в текущем году предпочли уже около половины всех школьников. О новом экзамене рассказывает руководитель группы разработчиков контрольных измерительных материалов для девятых классов по русскому языку Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Людмила Степанова.
- Людмила Сергеевна, объясните, пожалуйста, зачем нужен новый экзамен в девятом классе?
- Независимо от принятого характера испытаний задача более объективной оценки знаний актуальна всегда. Изложение, существовавшее до сих пор как основная форма оценивания знаний в девятом классе, утратило объективность: есть масса разных шпаргалок, и дети ими успешно пользуются.
Кроме того, образование – процесс непрерывный. Сейчас необходим экзамен, методически и технологически связанный с единым госэкзаменом (ЕГЭ), предваряющий его и в определенной мере к нему готовящий.
- Как ГИА может решить проблему шпаргалок? Они появляются с каждой новой формой экзаменов…
- ГИА делает шпаргалки попросту бесполезными и при том исключает натаскивание - ни тексты, ни задания детям заранее не известны.
Создавая этот формат, мы старались выстроить стройную систему. В ней три части. Каждая нацелена на проверку одного из трех видов познавательной деятельности: слушания, чтения и письма.
Мы бы проверили и говорение, но пока, в связи с недостатком технических средств, это невозможно.
Проверка слушания – написание сжатого изложения. В традиционной форме экзамена тексты были уже известны. ГИА предлагает ученику совершенно незнакомый текст, по объему значительно меньший, чем традиционное изложение. Его дети действительно способны понять и освоить за два прочтения.
К тому же сжатое изложение проверяет не просто навыки воспроизведения смысла, но и умение выделить главное и связно его подать.
Вторая часть предполагает анализ текста с точки зрения содержания и лингвистики.
Третья часть – маленькое сочинение по прочитанному. Здесь дети могут выбрать, писать ли им сочинение по лингвистическим аспектам текста либо по его смысловой составляющей.
- Каким образом ГИА связана с ЕГЭ?
- Во-первых, методически. ГИА, как и ЕГЭ, проверяет не отдельные умения, а их комплексы – компетенции. Едины и принципы оценивания экзаменационных работ в 9-м и 11-м классах.
Во-вторых, технологически. Вторая часть ГИА повторяет форматы заданий «А» и «В» ЕГЭ – но только по форме, не по содержанию.
Задания формата «А» предполагают, как и в ЕГЭ, выбор одного правильного ответа из четырех предложенных, но проверяют, насколько дети поняли содержание текста.
Задания формата «В» в ГИА связаны с лингвистическим анализом текста.
Первая и третья части ГИА проверяются экспертами (те обучаются для этого на специальных курсах), вторую часть проверяют автоматически, на компьютере.
- Насколько ГИА распространена и каковы ее перспективы? Станет ли она обязательной?
- Предположительно, в ближайшее время может стать обязательной ГИА по математике и русскому языку. Но решать это не нам, мы занимаемся лишь ее содержанием.
Однако за два года ГИА распространилась весьма широко. В 2008 году этот вид испытаний выбрали в 25 регионах России, причем ГИА там сдавала меньшая часть ребят. В 2009 году – уже в 77 регионах.
В некоторых местах, например, в республике Карелия, Приморском крае, Омской области, Ямало-Ненецком АО 100% выпускников сдавали экзамен по русскому языку по нашей модели. В Москве в 2009 году ГИА выбрало 49,5% школьников.
В целом в 2009 году около половины российских школьников предпочли формат ГИА.
Кстати, поскольку ГИА в значительно большей степени, чем традиционное изложение, проверяет комплексные речевые компетенции, можно сделать некоторые предварительные выводы о том, как школьники вообще владеют русским языком.
- Какие выводы?
- Очевидно преобладание знаний над умениями. С решением привычных лингвистических задач дети справляются хорошо. Когда те же задания нужно выполнить, работая с текстом, все гораздо хуже.
Можно пронаблюдать, какая область русского языка усвоена хуже. Традиционно страдает правописание. Даже в отличных работах нередки речевые и грамматические ошибки.
Уровень подготовки в разных территориальных образованиях, на мой взгляд, очень отличается один от другого. В Москве количество «двоек» меньше, чем в среднем по России. В то же время дети в сельских школах справляются с работой так же, как в городах.
- Сказывается ли ГИА на преподавании?
- Разумеется, экзамен имеет обратную связь. Положительное влияние, мне кажется, заключается в том, что учителя в 2009 году по сравнению с 2008 годом стали больше внимания уделять работе с текстом. Ведь грамматику можно и нужно изучать на базе текста, а не только выполнять упражнения из учебника.
Многие учителя говорят, что именно ГИА заставила их обратиться к живому речевому произведению - тексту. Это уже много, поскольку открывает возможности решения основной проблемы обучения русскому языку – проблемы обучения речи.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости