Рейтинг@Mail.ru
Школа не будет склонять детей к той или иной религии – академик Тишков - РИА Новости, 14.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школа не будет склонять детей к той или иной религии – академик Тишков

© РИА НовостиШкола не будет склонять детей к той или иной религии – академик Тишков
Школа не будет склонять детей к той или иной религии – академик Тишков
Читать ria.ru в

С апреля 2010 года в 18 регионах РФ начнется эксперимент по введению в школах духовно-нравственных дисциплин. О подготовке методического пособия для учителей, проблеме отсутствия кадров и учебников по новым дисциплинам РИА Новости рассказал директор Института этнологии и антропологии РАН, академик Валерий Тишков.

- Валерий Александрович, Вы работаете над методическим пособием для учителей по основам религиозных культур. Как оно будет выглядеть?

- Во вводной части мы объясняем учителю значимость духовно-нравственных ценностей в общемировом социальном и культурном контексте, в центре – религия как всеохватное мировое явление. Мы стараемся соединить взгляды верующих и неверующих, показать значение и место религии в системе ценностей и убеждений, моральных установках, культуре, социальной деятельности, миротворчестве.
Основная часть состоит из четырех блоков – по основам православия, ислама, буддизма и иудаизма. Их можно менять в зависимости от курса, который ведет учитель для группы учеников, выбравших определенную религию.

Заключительная часть показывает общую религиозную ситуацию в России, дает информацию о существующих религиозных организациях.

- Проводят ли авторы пособия консультации с религиозными конфессиями?

- Конечно. Они предоставили свои тексты в основной блок пособия. Некоторые слегка перестарались, прислав слишком большие и подробные изложения, даже освятив их и попросив ничего не менять. В этих рекомендациях есть материалы, касающиеся доктринальных деталей и подробностей религиозной практики. Эта информация не каждому верующему известна, а детям в начальной стадии знакомства с религией вовсе не нужна. Но мы позволим себе выступить в качестве редакторов - ведь пособие должно быть понятно обычному школьному учителю.

- Как обстоит дело с подготовкой учителей для преподавания новых курсов?

- По моим оценкам, в стране нет квалифицированных учителей нового предмета, потому что соответствующих кафедр в педвузах никогда не было. Очевидно, в ближайшее время Минобрнауки организует для учителей из экспериментальных регионов курсы повышения квалификации. Но в первый год им будет сложно работать из-за отсутствия базовых представлений о предмете и способах его преподавания. Многие учителя плохо понимают, что такое религия, никогда не были, например, в церкви, не знают, что означает та или иная икона или религиозный праздник.

- Какие еще трудности, связанные с началом эксперимента, Вы предвидите?

- Одна из трудностей – подготовка учебников. Ведь в эксперименте будут участвовать четвероклассники, и учебник для них должен быть написан понятным языком, что требует дидактических навыков и вообще большого таланта. Учебники уже пишутся, и авторам, конечно, приходится непросто хотя бы из-за громоздкости получаемых рекомендаций.

Другая трудность – деление учеников на группы по выбору родителей. Сомневаюсь, что найдется класс, особенно в городских школах, где все дети выберут один предмет из шести. Предположим, в классе 20 детей, привыкших к одному учителю. Как их поделить? Найдут ли школы для этого ресурсы?

На мой взгляд, эксперимент был бы более перспективным, если бы в четвертых классах оставили только два курса на выбор – религиозную культуру и основы этики. Но эта идея не была поддержана конфессиями: вдруг получится так, что школьник, например, из православной семьи, который ходит с родителями в церковь, ознакомившись с основами буддистской или иной религии, обратится в другую веру или в его сознании представления смешаются? Но я не считаю эти опасения оправданными.

- Предстоящий эксперимент вызывает большой интерес у религиозных конфессий. Связан ли он с тем, что они хотят увеличить число своих сторонников?

- Такой интерес у конфессий, безусловно, есть, поскольку они пытаются восстановиться после гонений советского периода. На институциональном уровне религии отвоевали свои позиции, но процесс духовного возрождения людей сильно отстал, и один из шансов – пополнить ряды прихожан и подлинно верующих людей, обращаясь к молодому поколению.

Но к эксперименту это не имеет прямого отношения. Мы собираемся давать детям знания об общечеловеческих и национальных ценностях, содержащихся в традиционных для России религиях, а не делать их последователями конкретного вероучения. Мы руководствуемся потребностями государства и общества – заполнить вакуум, образовавшийся после краха советской идеологии, более цельной системой представлений и морально-нравственных норм. Пусть школьник получит информацию о религиозной культуре – это хороший противовес маргинальным субкультурам, идеалам, связанным со спорными коммерческими ценностями, различным формам девиантного поведения.

- Когда можно будет оценить результаты эксперимента?

- На начальном этапе возможна оценка по количественным показателям: сколько детей, в каких регионах осваивают новые предметы. Духовно-нравственное воспитание школьников – это не только изучение основ религиозных культур в 4-5 классах и при последующем обучении, но и освоение других предметов на всех ступенях общего образования, внеклассная работа, самоорганизация детей и проч. Только оценивая все эти аспекты комплексно, можно будет судить об успехе наших действий.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала