Рейтинг@Mail.ru
Выбор курсов по отдельным религиям не воспитает толерантность. Мнение - РИА Новости, 22.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выбор курсов по отдельным религиям не воспитает толерантность. Мнение

© Фото предоставлено пресс-службой ГУ-ВШЭПрезидент Российской ассоциации буддистов Школы Карма Кагью Александр Койбагаров
Президент Российской ассоциации буддистов Школы Карма Кагью Александр Койбагаров
Читать ria.ru в
В 18 регионах РФ начнется эксперимент по введению в школах духовно-нравственных дисциплин. Ученики смогут выбрать один из шести предметов. Мнение о том, как организовать преподавание этих курсов, высказал Александр Койбагаров.

С апреля 2010 года в 18 регионах РФ начнется эксперимент по введению в школах духовно-нравственных дисциплин. Ученики четвертых классов и их родители смогут выбрать один из шести предметов: основы культуры одной из четырех традиционных религий России, основы мировых религиозных культур либо основы светской этики. Мнение о том, как организовать преподавание этих курсов, в интервью РИА Новости высказал президент Российской ассоциации буддистов Школы Карма Кагью Александр Койбагаров.

- В чем, на Ваш взгляд, цель введения нового предмета?

- Декларируемая цель – воспитание нравственности, однако я не думаю, что за две четверти, отведенные на изучение нового предмета, ее реально достичь. Есть более выполнимая задача: познакомить детей с религией как с культурным и историческим феноменом.
- Будет предложено шесть курсов на выбор, и у ряда экспертов есть сомнения в целесообразности такого подхода…

- У меня тоже есть сомнения. Слишком велика вероятность, что ученики будут выбирать курс, который им вовсе не по душе, в силу высокого уровня конформизма в детской среде.

Уже имеется опыт преподавания основ православной культуры в школах некоторых регионов России. Этот курс выбирало большинство детей. Если в классе оказывался буддист или, скажем, мусульманин, никто его не заставлял ходить на занятия. Но мне рассказывали, что если дети из буддистского меньшинства не посещали эти уроки, одноклассники считали их «белыми воронами». Оказавшиеся в меньшинстве дети, безусловно, страдали, но предпочитали слушать предмет, чтобы не выделяться из общей массы.

- Но ведь раньше в регионах, где традиционно сильно православие, у школьников не было возможности выбрать курс по основам буддистской культуры, а теперь будет.

- Даже добровольное разделение не сможет предотвратить межрелигиозные конфликты в школьной среде. Напротив, оно будет их стимулировать. Давайте вспомним мировую историю. Есть множество примеров, показывающих, что религиозное разделение людей вызывало несчастья. На протяжении веков религии помогали одним народам выживать среди других народов: под религиозными знаменами шли воевать и защищать собственные земли. Религии учат добру и состраданию внутри группы своих приверженцев. Выбор курсов по отдельным религиям не стимулирует воспитание толерантности.

На мой взгляд, было бы гораздо эффективнее ввести единый предмет, который максимально объективно и отстраненно рассказывал бы об истории возникновения разных религий, их сути, доктрине, учении, религиозной практике, о том, как это все повлияло на культуру человечества и разных стран. Причем делать это стоило бы в старших классах, где изучение подобных вещей действительно приемлемо и необходимо.

- Тем не менее решение об эксперименте принято. Как обеспечить положительные результаты?

- Ситуация может быть смягчена воздействием семьи, наличием грамотного преподавателя, который не будет акцентировать внимание на религиозных различиях. На мой взгляд, прежде чем изучать один из курсов, посвященных культуре конкретных религий, дети должны получить некую общую информацию. Им нужно объяснить, что есть право человека на жизнь, на свободу совести, что в светском обществе эти права выше любых религиозных догм, что для жизни в современном поликонфессиональном мире люди должны подниматься над своими религиозными убеждениями, если те противоречат общечеловеческим правилам общежития. Другой вопрос, поймут ли это четвероклассники.

- Сколько детей по стране выберут курс по основам буддистской религиозной культуры?

- Этнических буддистов - калмыков, бурятов, тувинцев - в России чуть больше миллиона. Еще около 100 тысяч человек пришли в буддизм путем сознательного выбора в зрелом возрасте. Значит, курс по основам буддистской культуры выберут 1-2% детей по стране.
Чем младше дети, тем больше они следуют за своими родителями, поэтому я полагаю, что подавляющее большинство разделится по классам, в которых будут изучаться основы той или иной религии. В России лишь около 20% взрослого населения заявляют, что они неверующие, остальные 80% считают себя приверженцами той или иной религии.

- Как, на Ваш взгляд, следует организовать урок по основам религиозной культуры?

- Нужны обычные методы обучения, которые вызывают положительные впечатления и позволяют усвоить информацию. Особого отношения к предмету не нужно, за усвоенный объем знаний должна ставиться оценка.

Так же, как в рамках изучения истории или биологии ученики посещают музеи, некоторые занятия курса по основам религиозных культур можно проводить в храмах и местах паломничества. Лекции в антураже всегда лучше запоминаются – на таких экскурсиях дети лучше бы усвоили информацию об архитектуре и истории, почувствовали бы атмосферу, в которой совершаются религиозные действия. Например, в некоторых странах Европы, изучая буддизм, школьники приезжают в буддистский центр – место, где практикующие собираются для медитации, - и знакомятся с учением на месте, а желающие могут ближе познакомиться с доктриной и поучаствовать в практических занятиях. К сожалению, в большинстве регионов России до дацанов (буддистских монастырей-университетов) достаточно далеко ехать, но практически в каждом крупном городе есть буддийский центр для мирян, куда школа может организовать экскурсию.

Материал подготовила Мария Грачева, ГУ-ВШЭ, специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала