Рейтинг@Mail.ru
РФ нужен 3-летний мораторий на открытие новых юрвузов - Шахрай - РИА Новости, 18.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

РФ нужен 3-летний мораторий на открытие новых юрвузов - Шахрай

© Фото предоставлено пресс-службой ГУ-ВШЭЗамглавы комиссии по общественной оценке качества юридического образования АЮР, глава аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай
Замглавы комиссии по общественной оценке качества юридического образования АЮР, глава аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай
Читать ria.ru в
Правительство и Ассоциация юристов России должны определить стратегию и тактику реформы юридического образования. О первых результатах этой работы рассказал глава аппарата Счетной палаты РФ.

Президент России Дмитрий Медведев в мае 2009 года подписал указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ», в соответствии с которым правительство РФ совместно с Ассоциацией юристов России (АЮР) должны определить стратегию и тактику реформы юридического образования. О первых результатах этой работы в интервью РИА Новости рассказал замглавы комиссии по общественной оценке качества юридического образования АЮР, глава аппарата Счетной палаты РФ Сергей Шахрай.

- Сергей Михайлович, как Ассоциация оценивает нынешнюю систему юридического образования?

- Юристов в стране готовят более 1,2 тысячи вузов. Со дня подписания указа президента их число выросло. В советское время таких вузов было 52. По данным Росстата, более половины лиц с юридическими дипломами не работает по специальности: кто-то, видимо, не хочет быть юристом, а остальные не могут из-за невысокого качества полученного образования.

Рынок ситуацию не спасает, лишь ухудшает. Юридических кафедр сегодня избыток – таков ажиотажный спрос населения. Многие непрофильные вузы спешат снять прибыль в отсутствии необходимой базы и квалифицированных преподавателей, а выпускник, отучившись за деньги, ставит диплом на полку.

- Что обусловливает такую нерациональность?

- Диплом выступает аналогом дорогой машины, знаком статуса и престижа. Часть абитуриентов и родителей уверены: юридический диплом позволит легко трудоустроиться и много зарабатывать. И действуют стандартные для российского образования перекосы – учеба ради отсрочки от армии или получения общежития.

- Как в такой сложной ситуации бороться за улучшение качества образования?

- Первое: необходимо безотлагательно ввести трехлетний мораторий на открытие новых юридических вузов и факультетов.

Второе: при продлении вузу аккредитации Рособрнадзор должен учитывать рекомендательное заключение независимых оценщиков, в частности, Ассоциации юристов России, а также экспертов, работодателей.

Но мы выступаем и за более значимые реформы – выделение профильных вузов и введение квалификационного экзамена.

- По каким критериям можно выявить «профильность»?

- Идя от противного. В сельскохозяйственном вузе юридический факультет по определению не является профильным. То же касается филиалов региональных технических вузов.

Все это можно формализовать. Скажем, оснащенность кадрами. По данным Рособрнадзора, сегодня в среднем на одно учебное заведение приходится 3-4 доктора юридических наук на полной ставке. Но в Московской государственной юридической академии их 84, во многих непрофильных вузах и филиалах – ноль.

Подчеркну, мы хотим отсечь массу худших, а не выделить несколько элитных. Юридические факультеты в классических университетах никто лишать господдержки не собирается. Но содержать бюджетные места там, где ни кадров, ни науки, ни спроса работодателей, государство не должно. Говорят, сельхозработникам и медикам нужны юристы. Да, верно. А юристам - медики. Но это не значит, что врачей можно готовить в юридической академии.

Думаю, профильных вузов, готовящих хороших юристов, у нас порядка ста.

- Что будет представлять собой квалификационный экзамен?

- За это важнейшее нововведение ратуют также президент и премьер. Оно сразу снизит остроту дискуссии о плохих и хороших вузах.
Механизм его прост – объединения работодателей четко формулируют требования к компетенциям претендентов на позиции, требующие диплома юриста. Соответствие этим требованиям проверяют комиссии при приеме кандидата на работу.
По сути, речь идет об экзамене на соответствие профстандарту. Для госслужбы  -суды, прокуратура, Счетная палата, министерства и ведомства, региональные администрации - этот экзамен должен быть обязательным.

В сфере частного бизнеса дело за работодателями. За рубежом они активно участвуют в формировании требований к специалистам по корпоративному, финансовому, интеллектуальному праву. У нас такую роль мог бы сыграть РСПП и иные объединения.
- Готовы ли профстандарты?

- Еще нет. Работа ведется, до ее завершения еще год-два. Но до принятия стандарты должны быть обкатаны в экспертном сообществе.
Но прежде нужны стандарты образовательные, ведь то, чего человек не изучал, мы можем требовать лишь факультативно. Но и при наличии стандартов мы получим специалиста лишь через 6-8 лет, жизнь снова уйдет вперед. В этом уязвимость систем, связанных с подготовкой  узкого специалиста.

Нужно делать ставку на человека, развитие его личностных качеств и адаптивности к новым запросам, для чего увеличить блок дисциплин, стимулирующих юридическое мышление: логику, анализ, этику. Важен и круг предметов мировоззренческих – для понимания закономерностей социально-экономических процессов, принципов управления. Надо ставить амбициозные цели. Самая амбициозная  – подготовка специалиста к запросам инновационной модели развития страны. Задача сложная, но решаемая.

- Не будет ли квалификационный экзамен дублировать выпускной государственный? Не проще ли ужесточить последний?

- Об этом в Ассоциации идут споры. Большинство, я в том числе, считает: госэкзамен есть итог учебы в вузе, его должны проводить преподаватели. А работодателям важны не столько знания, сколько компетенции.

- Какие еще меры предлагает АЮР?

- Составление рейтинга юридических вузов, расширение студенческой практики. Принципиально важно разделить специальность «Юриспруденция» как минимум на три направления: уголовное, гражданское, государственно-правовое. Если по каждому разработать образовательный стандарт и программы, специализация будет очень эффективной. Но это уже дело будущего.

- А когда могут стать реальностью прочие упомянутые в нашем разговоре замыслы?

- В правительстве утверждены рабочие группы экспертов. К началу 2010 года они представят разработки по критериям профильности, механизму квалификационного экзамена и госаккредитации. Надеюсь, первые результаты заявленных инициатив появятся в этом году.

Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала