Современных родителей волнует не только вопрос содержания школьного образования, но и то, в каких условиях учатся их дети. Одно из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - развитие школьной инфраструктуры. О том, какой должна быть школа будущего, рассуждает президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России, президент московского лицея «Столичный» Александр Вильсон.
- Александр Львович, какой, на Ваш взгляд, должна быть школа будущего?
- Я считаю, что ребенок должен учиться вне города, в зеленой зоне, и мой идеал – это школа-пансион с большой территорией, с бассейном и стадионом. Дети должны находиться в совершенно иной среде, вдали от улицы, чтобы весь день посвящать учебе, спорту, секционным занятиям по интересам. Они должны гулять в лесу, а не среди бетонных зданий.
- Для подавляющего большинства детей такие условия обеспечить вряд ли возможно…
- К сожалению, да. Если же говорить об обычной городской школе, то она обязательно должна иметь хорошую спортивную базу. Главное, что нужно сейчас российским школьникам, – это физическая нагрузка. Двух обязательных часов физкультуры совершенно недостаточно, да и одного спортивного зала для занятий мало. Сравните: в западных школах физической культуре посвящают как минимум 12 часов в неделю, и спортивная инфраструктура там совершенно иная.
У российских частных школ в этом смысле есть некоторые преимущества перед государственными. В нашем лицее все дети занимаются плаванием, большим теннисом, игровыми видами спорта. Как только мы получили новое здание, построили спортивный комплекс с бассейном, с залами для игровых видов спорта, с открытой площадкой для занятий на воздухе. Специально сделали большие перерывы между уроками, чтобы дать детям возможность на переменах гулять, бегать, играть в волейбол, баскетбол, гандбол.
- Что еще, помимо спортивных сооружений, должно быть обязательной составляющей школьной инфраструктуры?
- Важно обеспечить детям качественное и вкусное питание, а не котлеты из хлеба и прочие полуфабрикаты, как часто бывает. В хороших частных школах есть собственная кухня, поваров холят и лелеют – мы, например, несколько человек уволили, прежде чем нашли тех, которые нам подходят.
Школа должна быть полностью компьютеризирована. Компьютеры должны стоять в каждом классе (на каждого ученика – по компьютеру), в библиотеке - никаких бумажных формуляров. Обязательно подключение к интернету. Именно с помощью компьютеров и интернета можно сделать школу открытой для родителей. Раньше родители поддерживали связь со школой только через дневники своих детей и редкие родительские собрания, на которых говорят только о двоечниках и отличниках. Теперь же с помощью информационных технологий каждый родитель имеет возможность в любой момент узнать, что происходит с его ребенком.
- Каким образом передается информация?
- Например, в нашем лицее реализован проект «Школа-веб». У нас нет бумажных журналов, все журналы электронные. Родитель может в любой момент войти на свою страничку и посмотреть, какие уроки у его ребенка, какие он получил оценки, - информация появляется на страничке в режиме реального времени. У нас классы оборудованы веб-камерами, и время от времени родителям сообщают, что в такое-то время они могут посмотреть через Интернет, как идет учебный процесс. Из дома или с работы в определенное время родители, введя свой пароль, могут видеть реальный урок: как работает учитель, как занимаются дети. По специальному каналу родители могут задавать вопросы учителю и получать развернутые ответы. Исключены ситуации, когда изучение материала на каком-то этапе было провалено, а родители узнают об этом только спустя много месяцев, когда проблема уже трудно решаема. Они все знают и могут помогать детям решать проблемы по мере их поступления.
- Можно ли нечто подобное использовать в государственных школах?
- Все эти наши наработки – электронные журналы и дневники, компьютеризированная библиотека, автоматизированная система управления школой – используются многими государственными школами, которые их сами дополняют.
Здания государственных школ-новостроек сегодня тоже отвечают самым современным требованиям: те школы, которые строятся в Москве, - это школы будущего, школы нашей мечты. Конечно, осталось очень много старых школ, где кроме высоких потолков нет ничего хорошего, но это вопрос времени. Единственное, что мне не нравится - школы-монстры на две тысячи человек, а среди новостроек есть и такие. Я по старинке считаю, что в школе должно быть не больше 600 человек, чтобы все ученики и учителя друг друга знали. Только так в школе создается правильная обстановка.
- В Москве есть средства на строительство, а как обстоят дела в других регионах?
- В большинстве регионов проблема одна – финансирование, и возможности там не такие, как в столице. На мой взгляд, строительство новых школьных зданий должно быть государственным приоритетом номер один в сфере образования, и нужно концентрировать средства на этом направлении. Даже те дополнительные деньги, которые государство дает в качестве поощрения учителям и отдельным учебным заведениям, лучше было бы направить на строительство новых современных школ.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости