Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: директора школ должны представлять интересы государства - РИА Новости, 12.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперт: директора школ должны представлять интересы государства

Читать ria.ru в
К 2010 году директора 30 тысяч российских школ, обучившись по программе повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент», должны стать современными менеджерами, проводниками государственной образовательной политики. Зачем это нужно, разъяснил проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алексей Рытов.

Мировоззрение директоров 30 тысяч российских школ к 2010 году планируется кардинально изменить: обучившись по программе повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент», они должны стать современными менеджерами, проводниками государственной образовательной политики. Кому и зачем это нужно, разъясняет проректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Алексей Рытов.

- Алексей Иванович, зачем понадобилось отправлять на повышение квалификации директоров больше половины школ страны?

- Руководство Минобрнауки России исходит из того, что директор - это ключевая фигура в проведении государственной политики в системе общего образования. На наш взгляд, работе с директорами в последнее время уделялось недостаточно внимания.

В 1990-е годы так сложились обстоятельства, что директор был вынужден выполнять самые разные функции. Ему приходилось заботиться об учителях и учениках, «выбивать» деньги, ремонтировать школьное здание и прочее. Директор был отцом и матерью для своего коллектива, выступал в роли школьного профсоюзного лидера, что, согласитесь, странно: работодатель не может быть членом того же профсоюза, что и его работники. Но, наверное, десять-пятнадцать лет назад работать по-другому было невозможно – эпоха была другая. А сегодня Минобрнауки заявляет, что перед директором школы стоят иные задачи. Он должен быть не представителем учителей в структурах власти, а наоборот – представителем государства в школьном коллективе, ответственным за реализацию государственной политики.

Поэтому цель программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» - изменить сознание директоров, сделать их нашими союзниками.

- Можно ли это сделать в рамках курсов повышения квалификации?

- Да, можно, если правильно организовать курсы, если привлечь к преподаванию лучших специалистов по современному образовательному менеджменту, если организовать для директоров практику на базе лучших школ-победителей конкурса приоритетного национального проекта «Образование».

Проект построен так. Сначала на базе нашей академии были обучены тьюторы из субъектов Федерации. С ними проводили занятия заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина, лучшие преподаватели нашей академии, специалисты из Института развития образования Высшей школы экономики, Российского государственного педагогического университета имени Герцена (Санкт-Петербург), других ведущих учебных и научных центров. Затем, вернувшись в свои регионы, тьюторы не просто передают знания директорам, а учат их применять. Ведь информацию о теории управления можно почерпнуть в открытых источниках без всяких курсов повышения квалификации. Мы же надеемся, что тьюторы «заточат» директоров под те перемены, которые необходимы современной российской школе.

Больше половины учебного времени слушатели проводят в школах – на «стажерских площадках». Важная особенность проекта в том, что слушатели должны посетить школы не своего региона – о них они и так все знают, - а соседнего. Например, директора школ Белгородской области выезжают в Курскую область и наоборот. Это уникальная возможность для обмена опытом и для дискуссий. У школ – победителей нацпроекта по всей России есть наработки, достойные распространения.

- Как оценить, освоил ли директор программу?

- Для этого предусмотрен мониторинг результатов. По результатам курсов каждый слушатель должен подготовить программу развития своей школы. Если директор повысил квалификацию в 2009 году и тут же приступил к реализации своей программы, то уже в 2010 году результаты смогут оценить эксперты нашей академии и регионального института повышения квалификации. В этом принципиальное отличие от прежних, существенно менее масштабных программ обучения директоров: раньше слушатели тоже представляли в качестве зачетной работы программы развития своих школ, но мало кто задумывался, удастся ли их реализовать, и уж подавно никто это не проверял.

По итогам обучения директора Самарской области защищали свои проекты в присутствии членов общественных советов с участием представителей региональных и муниципальных органов власти, родителей. Для оценки эффективности реализации проектов решено использовать интерактивные средства мониторинга. На карте области отмечены все школы, директора которых прослушали курс повышения квалификации, причем с помощью цвета показаны стадии и степень успешности реализации проекта. Таким образом, региональное министерство и институт повышения квалификации могут легко оценить результаты работы.

- Как сами директора оценивают эффективность обучения?

- Они говорят, что им наконец-то стал понятен смысл основных направлений государственной образовательной политики, комплексность проводимых изменений. Слушатели отмечают, что необходимо проводить аналогичные программы для управленцев, с которыми директора работают вместе: с одной стороны, для завучей школ, для кадрового резерва, с другой – для руководителей муниципального уровня. Оптимально организовывать повышение квалификации проектных команд, состоящих из управленцев школьного, муниципального и регионального уровня.

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала