Разработан проект нового образовательного стандарта уровня магистратуры «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». О том, что будут уметь выпускники магистерских программ, созданных на его основе, рассказывает декан факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института (МФТИ) Валерий Кривцов.
- Валерий Евгеньевич, что представляет собой обучение инновациям?
- Возможны две трактовки этого понятия. Первая трактовка очевидна: мы даем студенту определенный набор знаний и навыков из сферы инноваций, и это полезно для всех естественников и технарей. Но есть и вторая трактовка: учить инновациям – значит вырастить молодого профессионала, к моменту окончания института уже имеющего опыт создания собственного успешного стартапа (самостоятельного проекта).
Мне хотелось бы, чтобы вузы, реализующие стандарт по направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций», стали «фабриками инноваций». Студенты второго курса магистратуры, в частности, нашего факультета должны доводить до высокой кондиции предложения стартапов: бизнес-идея, технологическая проработка, команда, открытое финансирование или переговоры о финансировании.
- Кого нужно учить инновациям? Всех студентов подряд?
- Нет, конечно. Учить инновациям нужно только специально отобранных студентов, по складу характера приспособленных к инновационной деятельности. Точно так же нельзя сделать из каждого человека математика, поэта, конструктора, философа.
- Есть мнение, что студентам вообще рано заниматься инновациями, это нужно делать, только получив опыт работы.
- Моя точка зрения прямо противоположна. Я считаю, что есть достаточно много студентов, предрасположенных к инновациям, нужно еще в институте дать им шанс, потом может быть поздно.
Именно в молодом возрасте качества инноватора проявляются в максимальной степени, с годами «накал страстей» и стремление заниматься рискованными проектами спадают. Таковы «инновационные» издержки приобретаемого с возрастом опыта работы. Поэтому лучше не дожидаться опыта - чем раньше начнем жить, тем успешнее будем.
- Может быть, иная точка зрения характерна для ваших коллег, работающих в системе дополнительного образования?
- Ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков сказал так: «Именно работа в проектах составляет главное образование студентов. Когда люди делают что-то сами, это очень быстро продвигает их вперед, в том числе и в области знаний. «Сколково» работает по такому принципу, и я очень рад, что Физтех двигается этим путем».
- Какие личностные качества необходимы будущему инноватору?
- Инновации требуют особого, достаточно редко встречающегося сочетания человеческих качеств. Это креативность, жизненная смелость, внутреннее «горение», проявляющееся в непреодолимом стремлении реализовать собственные идеи, уверенность в своей правоте, раскованность, свобода от внешних обстоятельств, стремление заработать деньги. Конечно, необходимы и глубокие знания - как фундаментальные, так и прикладные. Все это, на мой взгляд, легко компенсирует отсутствие опыта работы.
- Что предстоит сделать на Физтехе, чтобы успешно учить студентов инновациям?
- Очень многое. Нужен специальный отбор абитуриентов, в институте стоит создавать особую инновационную среду – экосистему инноваций, подталкивающую студентов к разработке наукоемких проектов. Нужна мотивация к занятиям инновациями – моральная и материальная. Нужны настоящие проекты, нужна их критическая масса. Нужны конкурсы. Нужны деньги, нужны отработанные учебные программы. На Физтехе уже организовано обучение студентов инновациям, но сейчас мы только в начале пути.
Материал подготовил Иван Стерлигов (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости