Рейтинг@Mail.ru
Российское общество готово к инклюзивному образованию – эксперт - РИА Новости, 06.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российское общество готово к инклюзивному образованию – эксперт

© РИА НовостиВ Детском доме-интернате для детей-инвалидов, дауны
В Детском доме-интернате для детей-инвалидов, дауны
Читать ria.ru в
Интеграция предполагает, что ребенок с ограниченными возможностями должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка.

Как нужно учить детей с особыми потребностями в обычной школе, как отнесется к этому общество, есть ли риски при введении инклюзивного образования? Об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах рассказывает координатор проектов по развитию инклюзивного образования Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Сергей Прушинский.

- Когда говорят об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

- Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия - адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.

- Можно ли говорить о достижениях инклюзивного образования в России?

- Пока оно в зачаточном состоянии, хотя процесс идет в позитивную сторону. Еще несколько лет у нас назад был официальный термин «необучаемый ребенок». Сегодня инерция мышления осталась, но никакая психолого- и медико-педагогическая комиссия уже не имеет права поставить такой диагноз.

Одна из первых инклюзивных школ в нашей стране появилась в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации. Это московская школа "Ковчег". Сегодня она вынуждена защищать статус инклюзивной, поскольку переполнена, часто приходится отказываться в приеме детей. А процент детей с инвалидностью в инклюзивном учебном заведении не должен превышать процент инвалидов в обществе: 20-40% инвалидов в обычном классе - уже перебор.
Другие инклюзивные школы стали появляться стихийно в начале 2000-х годов. Учителя начали продвигать различные новаторские методики, и школы могли получить статус экспериментальной площадки под идею инклюзивного образования. За последние несколько лет рост колоссальный. Несколько лет назад по всей Москве было несколько десятков учеников с инвалидностью, попавших усилиями родителей в отдельные школы, а уже в этом году более ста таких учеников обучаются в нескольких школах Центрального административного округа. Успешный опыт инклюзии в Улан-Удэ, Уфе, Петрозаводске.

- Готово ли наше общество к инклюзии?

- На мой взгляд, да. Но не всегда правильно расставлены акценты. Считается, что общество должно заботиться о больном, помогать ему, защищать. Но ведь когда вы защищаете слабого, то все за него решаете, не задумываясь о его собственных потребностях и возможностях.
Существует иной подход к пониманию инвалидности – социальный. Согласно ему, инвалидность - это результат взаимодействия человека с нарушением здоровья с окружающими его архитектурными и «отношенческими» барьерами. Человек в инвалидной коляске только тогда чувствует себя некомфортно, когда перед ним лестница, по которой он не может подняться. Лестница не приспособлена для «колясочников», значит они вне общества. Идеал - чтобы все в обществе было приспособлено для всех (не специально для инвалидов, а для всех граждан).

Когда сегодня в Западной Европе и Америке говорят об инвалидах, чаще всего имеют в виду людей с особенностями умственного и психического развития. Там, во-первых, изменилось отношение к невидящим, неслышащим, «колясочникам», и, во-вторых, для них созданы условия безбарьерности. Люди не чувствуют себя инвалидами.

- Если в школу приходят дети с отставанием в развитии, не тормозит ли это успеваемость всего класса?

- Мифичность этого утверждения доказала практика. В Великобритании проводилась оценка школ по уровню подготовки выпускников. В десятке лидеров рейтинга оказалась школа, давно и прочно вставшая на путь инклюзии. Значит, в этой школе работают хорошие преподаватели, дающие качественные знания всем детям.

Понятно, что ребенку с особенностями в развитии может понадобиться особое внимание. Поэтому в инклюзивном классе должны обучаться не 25, а, возможно, 22-23 человека. Кроме того, учителю наверняка понадобится помощник.

- Еще одно опасение, что детей-инвалидов не примут в обычном классе: будут дразнить и обижать.

- Это еще один миф. Даже если такое вдруг случится, причины нужно искать не в детях с инвалидностью, а в школе. К сожалению, подвергаться насмешкам и оскорблениям может любой ребенок, отличающийся от остальных, - с лишним весом, рыжий. Если кого-то обижают, значит, в школе не создан климат, когда все чувствуют себя безопасно и уверенно, плохо работает педагогический коллектив, плохо поставлена работа с родителями. Уйдет ребенок с инвалидностью - будут обижать кого-то другого.

Материал подготовила Елена Кузнецова  (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала