Рейтинг@Mail.ru
Госзакупки по контракту: в двух шагах от компромисса - РИА Новости, 23.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Госзакупки по контракту: в двух шагах от компромисса

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкВид на здание Министерства экономического развития и торговли. Архив
Вид на здание Министерства экономического развития и торговли. Архив
Читать ria.ru в
Судьба закона о госзакупках стала центральной темой обсуждения на открывшемся в среду форуме "Госзаказ-2011" - Минэкономразвития предлагает перейти на федеральную контрактную систему, сулящую больше предсказуемости и прозрачности, ФАС же настаивает на пересмотре ряда положений действующего ФЗ-94. Участники мероприятия, высказав на этот счет разные мнения, выразили надежду на то, что компромисс все-таки будет достигнут.

МОСКВА, 23 мар - РИА Новости. Судьба закона о госзакупках стала центральной темой обсуждения на открывшемся в среду форуме "Госзаказ-2011" - Минэкономразвития предлагает перейти на федеральную контрактную систему, сулящую больше предсказуемости и прозрачности, ФАС же настаивает на пересмотре ряда положений действующего ФЗ-94. Участники мероприятия, высказав на этот счет разные мнения, выразили надежду на то, что компромисс все-таки будет достигнут.

Отметив эффективность нынешнего закона, они признали, что и новации от МЭР должны быть задействованы. Между тем, для принятия единого варианта документа осталось мало времени - он должен быть подготовлен до 1 апреля.

Ломать или строить?

Одной из тем, активно обсуждаемых на открывшемся в среду форуме-выставке "Госзаказ-2011", стало обновление этой системы. Конкурируют два документа - поправки в действующий ФЗ-94 о госзакупках, подготовленные ФАС, и концепция закона "О федеральной контрактной системе" (ФКС), разработанная Минэкономразвития и Высшей школой экономики.

Создать новый вариант закона о госзакупках, который учитывал бы вектор инновационного развития экономики, поручил президент Дмитрий Медведев. В ноябре 2010 года в послании к Федеральному собранию он раскритиковал ФЗ-94 за пособничество коррупции - по его словам, нецелевые расходы при госзакупках, включая прямое воровство и "откаты", составляют не менее 1 триллиона рублей в год.

Вариант с переходом на ФКС от Минэкономразвития и НИУ ВШЭ предполагает существенную модернизацию системы. Речь идет, в частности, о расширении свободы выбора заказчика при размещении контракта, прогнозировании закупок, мониторинге контрактов и анализе результатов их выполнения. Авторы нового закона считают, что он позволит сделать процедуру расходования бюджетных средств более прозрачной.

ФАС, со своей стороны, предлагает внести в законодательство, в том числе в 94-й закон, ряд поправок по совершенствованию системы госзакупок. В частности, антимонопольное ведомство предлагает пересмотреть порядок проведения конкурсов, минимизировав влияние на выбор победителя субъективного мнения членов жюри. Еще одна идея - заменить конкурентный, но коррупционный запрос котировок на более эффективный и быстрый электронный аукцион.

В понедельник глава департамента ФАС Михаил Евраев высказал мнение, что концепция МЭР полностью разрушит существующую инфраструктуру госзакупок. Необходимо действовать шаг за шагом, а не разрушать все и начинать с нуля, считает он. Одна из новаций, предложенных ФАС, - введение ограничения на госзакупку потребительских товаров премиум-класса для нужд чиновников.

Минэкономразвития: открытость плюс план

Подробнее о предлагаемых нововведениях на форуме "Госзаказ-2011" рассказывал замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев. По его словам, Минэкономразвития предлагает сохранить открытость, присущую ФЗ-94, при этом законодательно урегулировав полный цикл закупок, начиная от планирования и заканчивая оценкой эффективности полученного результата.

Именно федеральная контрактная система даст новое качество и новое регулирование сферы госзаказа, уверен он. Переход к ФКС потребует внесения определенных изменений в бюджетный, административный и, возможно, уголовный кодексы, добавил он. Также Минэкономразвития предлагает доработать разделы, связанные с неконкурентными рынками.

Как сообщил замглавы МЭР позже журналистам, ФАС предлагает, чтобы 94 закон существовал отдельно в этой схеме законодательного и нормативного регулирования. "Если это будет так, мы не сможем сравнить план и результат", - полагает Лихачев.

Выступая на форуме, председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум согласился с высказанной Минэкономразвития идеей о необходимости модернизации системы госзакупок на основе презумпции добросовестности заказчика. Ранее ФАС отмечала, что этот принцип влечет за собой увеличение коррупционных схем в данной сфере.

По мнению главы думского комитета, для противодействия злоупотреблениям необходимо усилить контроль над чиновниками буквально "на всех фронтах". Шаккум не отрицает, что у действующего закона есть недостатки, в частности, он берет за основу цену, но мало внимания уделяет качеству закупаемой продукции.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в среду также выразил поддержку идее МЭР. В то же время, по его мнению, немедленная отмена 94-го закона была бы неверным шагом. Также он признал, что предложенная МЭР концепция закона о ФКС имеет много изъянов, и доработка документа потребует определенного времени.

Не растерять хорошее

ФАС на форуме представлял ее руководитель Игорь Артемьев. Он не стал акцентировать внимание на критике документа, затронув вместо этого наболевшие проблемы сферы. В качестве примера Артемьев привел "затачивание" заказчиками условий тендеров под конкретного исполнителя. Уже в 2011 году по таким фактам пройдут уголовные процессы, пообещал он.

Многие участники мероприятия констатировали, что ФЗ-94 в настоящее время работает эффективно. По словам президента "ОПОРы России" Сергея Борисова, в действующем законе есть ряд прогрессивных и полезных норм. В частности, до 20% госзакупок сейчас должно производиться у предприятий малого и среднего бизнеса, а результаты аукционов можно обжаловать в течение пяти дней.

Борисов выступил против кардинального изменения закона о госзакупках. Впрочем, в предложениях Минэкономразвития есть рациональное зерно, а интересные новеллы о планировании и долгосрочном контроле качества должны работать, отметил он.

По мнению мэра Москвы Сергея Собянина, в целом система госзаказа в РФ эффективна, но еще требует некоторых доработок. "Надо устранить те элементы, которые мешают", - отметил столичный градоначальник.

Эффективность и прозрачность действующей системы участники форума объясняют, прежде всего, переводом большей части госзакупок на электронные торги. По словам Артемьева, система госзаказа в России в последние годы серьезно модернизировалась именно благодаря внедрению новых информационных технологий, до этого она была сомнительной и неудачной.

Собянин, в свою очередь, рассказал, что в 2011 году 96% всех столичных госзаказов распределяется через электронные торги. Москва первой среди субъектов РФ перешла на торги через интернет.

Ранее предложенный МЭР закон раскритиковал известный блогер Алексей Навальный, прославившийся громкими разоблачениями сомнительных сделок в госкорпорациях. Он заявил, что не видит в нем механизмов для искоренения коррупции. На прошлой неделе между Навальным и ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым состоялась публичная дискуссия по документу, продолжавшаяся более трех с половиной часов.

"Критику эту мы объясняем только тем, что люди, которые ее произносят, не читали концепции", - сказал в этой связи Лихачев.

Много общего

Несмотря на наличие разногласий, участники форума пришли к единству мнений по целому ряду вопросов. Так, они сошлись на необходимости усиливать персональную ответственность чиновников за создание коррупционных схем при закупках вплоть до уголовной.

В ходе мероприятия много говорилось о "сложных" заказах, в частности научно-исследовательских разработок. Пока Минэкономразвития и ФАС далеки от окончательного решения, как должны осуществляться такие закупки, признал Лихачев.

По его мнению, нужно совместить механизм предквалификации, который позволил бы бороться с демпингом и недобросовестными поставщиками, с долей субъективизма, которая необходима при решении конкретных научных задач.

В конце концов они помирятся

Участники дискуссии много говорили о том, как совместить идеи МЭР и ФАС. В частности, прозвучала мысль дополнить ныне действующий закон о госзакупках нормами, которые бы сделали его рабочим, а параллельно вести работу по разработке закона о федеральной контрактной системе.

Однако сроки, что называется, поджимают - исполнить поручение президента ведомства должны до 1 апреля 2011 года. По словам Лихачева, министерство планирует перейти к написанию закона уже в первом полугодии текущего года. Для этого и для урегулирования конфликта между ФАС и министерством потребуется ряд согласительных совещаний, которые уже проводятся. "Идеологически мы очень близки с ФАС", - добавил замминистра.

Артемьев в среду также выразил надежду на достижение компромисса с МЭР по поводу будущего развития системы госзаказа в РФ, сказав, что у двух ведомств "больше точек соприкосновения, чем разногласий". Сроки разработки компромиссного варианта документа он назвать затруднился.

Позднее в среду первый вице-премьер Игорь Шувалов провел совещание, на котором были обсуждены обе концепции.

Как сообщил РИА Новости начальник профильного управления ФАС Михаил Евраев, по итогам совещания Минэкономразвития и ФАС поручено доработать свои позиции по концепциям законопроектов, реформирующих систему госзаказа. "Обе концепции отправлены в ведомства на доработку", - сказал Евраев.

Он отметил, что сроки представления новых документов или единого законопроекта не были названы. "Будем работать вместе. Ведомства должны найти предложения, которые сблизят позиции", - добавил Евраев.

В аппарате Шувалова отказались комментировать результаты совещания, в Минэкономразвития пока их не комментируют.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала