Рейтинг@Mail.ru
Эксперты: сократить дефицит бюджета РФ может рост собираемости налогов - РИА Новости, 16.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты: сократить дефицит бюджета РФ может рост собираемости налогов

Читать ria.ru в
Возможности для сокращения расходов федерального бюджета в ближайшие годы незначительны, эксперты рекомендуют российским властям сосредоточиться на повышении эффективности расходов и улучшении собираемости налогов для того, чтобы повысить наполняемость бюджета. Такое мнение они высказали на заседании экспертного экономического клуба РИА Новости во вторник.

МОСКВА, 16 ноя - РИА Новости. Возможности для сокращения расходов федерального бюджета в ближайшие годы незначительны, эксперты рекомендуют российским властям сосредоточиться на повышении эффективности расходов и улучшении собираемости налогов для того, чтобы повысить наполняемость бюджета. Такое мнение они высказали на заседании экспертного экономического клуба РИА Новости во вторник.

"Для РФ доходы от экономической деятельности не покрывают ее расходы. Сокращать расходы мы не можем, а поэтому нужно повышать их эффективность", - считает руководитель компании экспертного консультирования НЕОКОН Михаил Хазин.

Этот год российские власти планируют закончить с дефицитом 5,3% ВПП. Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев ранее высказал оптимистичный прогноз, что дефицит не превысит 3,5% ВВП, однако в финансово-экономическом блоке правительства более консервативны в оценках. Так, глава Минфина Алексей Кудрин считает, что дефицит вряд ли будет меньше 5,0% ВВП, а замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач озвучивал "вилку" в 4,8-5,0% ВВП.

Дефицит бюджета в 2011 году запланирован в размере 3,6% ВВП (1,814 триллиона рублей), в 2012 году - 3,1% ВВП (1,734 триллиона рублей), в 2013 году - 2,9% ВВП (1,795 триллиона рублей).

Когда резервного фонда не будет...

Ведущий научный сотрудник центра развития ГУ ВШЭ Андрей Чернявский отмечает, что "основная нагрузка по финансированию дефицита ляжет на внутренний рынок" в 2012-13 годах, когда "подушки" в виде Резервного фонда уже не будет. "А как поведет себя внутренний рынок, не очевидно, в 2012-13 годах проблема финансирования станет более остро", - пояснил Чернявский.

В свою очередь заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономической политики им. Гайдара Илья Соколов отмечает, что резервов для сокращения расходов бюджета достаточно мало. "В пересчете на постоянные цены расходы бюджета стабилизировались, но остались на постоянном уровне, возможности их сокращать незначительны", - сказал Соколов. Он пояснил, что меры, предусмотренные российскими властями для сокращения расходов, имеют долгосрочный характер - это отказ от принятых ранее обязательств (по мнению эксперта, этот путь маловероятен) и повышение эффективности бюджетных расходов.

С ним согласен директор института экономики РАН Руслан Гринберг. "Нет возможности сокращения расходов, но российский бизнес не привык к увеличению налоговой нагрузки", - отметил он.

Выход один - повышение налогов,...

По мнению Чернявского, "мы сами привели себя к ситуации, когда налоговое бремя надо повышать". При этом, по его словам, увеличивать налоговое бремя нужно не в целом по экономике, а только в некоторых сферах.

По мнению эксперта Центра экономических и политических исследований Алексея Мельникова, для увеличения налогооблагаемой базы существуют резервы в добывающем секторе, куда надо привлекать новых инвесторов. Одним из методов для привлечения инвесторов может стать уход от налога на добычу полезных ископаемых и заключение соглашений о разделе продукции, а также активное внедрение практики концессионных соглашений.

Гринберг высказал мнение, что "Россия не заслуживает плоской шкалы" налогов на личные доходы. Он пояснил, что, на его взгляд, шкала должна быть прогрессивной и в качестве примера привел практику налогообложения в ФРГ, где 4% жителей через выплату налогов на личные доходы обеспечивают 40% поступлений в бюджет страны.

...которые нужно собрать

Эксперты считают, что одним из путей, который может повысить наполняемость бюджета, является улучшение администрирования налогов. В частности, большинство из них склоняется к тому, что необходимо заставить бизнес отказаться от использования серых схем и оффшорной оптимизации налоговых платежей.

В частности, Гринберг отмечает, что "есть варианты сужения дефицита, связанные с оффшорными операциями, чтобы сырьевые компании платили больше налогов, чем сейчас".

Например, эксперты предлагают всем тем компаниям, которые получали поддержку из бюджета, регистрироваться в России и платить налоги в РФ до тех пор, пока все выданные средства не вернутся в бюджет. Хазин порекомендовал российским властям выдавать лицензии на разработку недр только российским компаниям. "Любая деятельность, которая связана с недрами, с землей, должна осуществляться российскими по юрисдикции компаниями", - считает он.

Также, по его мнению, "нужно искать внутренние источники наполнения бюджета, в том числе новые налоги и мероприятия, направленные на повышение собираемости налогов". "Нужно менять принципиально всю систему подхода и к налоговой системе, и к организациям, которые налоги платят", - отметил он.

Толлинг

В частности, он говорит, что схема толлинга стала одним из методов ухода от уплаты НДС. "Предприятия, которые перерабатывают чужую продукцию, не выплачивают НДС. Сырье, которое продается здесь западным компаниям, потом западные компании перерабатывают на российском заводе, но НДС не выплачивают", - пояснил механизм этой серой схемы Хазин.

В свою очередь, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Илья Трунин отметил, что вопрос толлинга - это "очевидно, вопрос трансфертного ценообразования, поскольку компании перерабатывают продукцию на заводе в РФ". Однако, по его словам, если продукция завода продается на территории России, то НДС выплачивается.

"Толлинг используется и внутри страны", - возражает Трунину Хазин, объясняя, что "есть предприятия, которые занимаются переработкой, параллельно создается фирма-однодневка и на нее выводится сырье". Соответственно завод, перерабатывающий это сырье, не платит НДС, поскольку сырье не является его продукцией, а фирма-однодневка исчезает, не заплатив налоги.

Трунин высказал мнение, что помешать этой схеме можно только одним путем - борьбой с фирмами-однодневками, и эта проблема гораздо шире полномочий ФНС.

"С этой ситуацией можно бороться одним способом - предотвращением создания однодневок и тщательным расследованием, уже не налоговым", - подчеркнул он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала