Рейтинг@Mail.ru
Россия может снизить ставку НДС до 12-13% - РИА Новости, 08.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия может снизить ставку НДС до 12-13%

Читать ria.ru в
Россия в текущем году может принять закон о снижении базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% до 12-13%, однако сроки его вступления в силу пока не определены и сами параметры снижения будут еще обсуждаться довольно долго.

МОСКВА/ЦЮРИХ, 17 мар - РИА Новости. Россия в текущем году может принять закон о снижении базовой ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% до 12-13%, однако сроки его вступления в силу пока не определены и сами параметры снижения будут еще обсуждаться довольно долго.

МЭРТ предлагает

Минэкономразвития России направило в Минфин предложения по первоочередным налоговым мерам: в частности, МЭРТ предлагает уже со следующего года снизить базовую ставку НДС до 12-13%. Соответствующее письмо о первоочередных мерах налоговой политики подписано главой МЭРТ РФ Эльвирой Набиуллиной.

В качестве первоочередных мер МЭРТ предлагает "принять решение о существенном снижении базовой ставки НДС до уровня 12-13% с 2009 года с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС и компенсирующим повышением размеров ставок акцизов".

В настоящее время в России действуют три ставки НДС: нулевая - для экспортных операций; льготная в 10% - для операций по реализации социально значимых товаров (хлеб, макароны, детские товары и так далее); для всех остальных операций - 18%.

Как отмечается в документе МЭРТ, по НДС предполагалось улучшить качество администрирования - однако оказалось, что меры по повышению качества администрирования усложнили жизнь добросовестным компаниям, а махинациям с налогом по-прежнему не мешают.

"При компенсирующем повышении акцизов (за основу принимается неизменность цен) и минимальном росте поступлений (на уровне 5%) в результате снижения злоупотреблений с НДС, снижение доходов бюджета при введении с 1 января 2009 года единой ставки НДС на уровне 12% составит около 1% ВВП за соответствующий год", - говорится в документе.

По оценкам МЭРТ, снижение ставки с 18% до 12% за счет высвобождения средств у налогоплательщиков за два года обеспечит РФ 0,6-0,7 процентных пункта ВВП.

Минфин проявляет сдержанность

Как заявил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на Российском экономическом и финансовом форуме в Швейцарии, Минфин РФ предсказывает длительную дискуссию по вопросу снижения налога на добавленную стоимость.

Он рассказал,что 1 процентный пункт НДС стоит около 130-140 миллиардов рублей, и напомнил, что в настоящее время этот налог является самым большим и серьезным источником поступлений в федеральный бюджет РФ.

По его словам, при отсутствии каких-либо действий в части налоговых ставок к 2020 году налоговая нагрузка в соотношении к ВВП будет снижаться. Он напомнил, что в 2007 году этот показатель составил 35% ВВП.

Поэтому, принимая решения по снижению налогов, отметил он, необходимо ответить на вопрос, как скорректировать экономическую политику страны. Это можно сделать, либо сократив госрасходы, что, по мнению Шаталова, реально, однако может негативно сказаться на финансировании развития инфраструктуры в РФ. Второй вариант - замещение выпадающих доходов при снижении налогов (их можно заместить другими налогами), добавил замминистра.

"Менее всего очевидно, что НДС - это первая жертва, которая должна быть принесена, в том числе и из-за того, что этот налог не самый зависимый от международной конъюнктуры", - сказал Шаталов.

Поэтому, пообещал замминистра, дискуссия по снижению ставки НДС будет длительной.

Сроки принятия законопроекта

Как заявил на Российском экономическом и финансовом форуме в Швейцарии глава экспертного управления при президенте РФ Аркадий Дворкович, закон о снижении НДС, скорее всего, будет принят в текущем году.

"Закон, я думаю, будет принят в этом году, однако вопрос о том, когда новая ставка НДС будет введена в действие, остается открытым", - сказал он.

Согласно российской практике, решения о снижении налогов закрепляются в нормативных документах с фиксацией срока введения данных налогов в определенной временной перспективе.

Дворкович рассказал, что в настоящее время заинтересованные министерства и ведомства проводят расчет возможных вариантов экономического развития страны с учетом снижения НДС до уровня от 10% до 13%.

"Наиболее возможным рассматриваются варианты снижения НДС до 12-13%", - добавил он.

Одним из важных аспектов снижения НДС является расчет объемов выпадающих доходов бюджета РФ.

Он отметил, что сейчас рассматривается перспектива снижения НДС, а только после этого может быть начата проработка возможности замены этого налога на налог с продаж.

Дворкович также сообщил, что российские власти на текущей неделе обсудят с бизнес-сообществом перспективы снижения НДС. "На этой неделе планируется встреча представителей государства и бизнеса для обсуждения вопроса НДС", - сказал Дворкович, отказавшись уточнить состав участников встречи и сообщить подробности повестки дня.

Чем мешать?

Выпадающие доходы бюджета после снижения налога на добавленную стоимость можно будет компенсировать за счет роста собираемости налогов, повышения акцизов, а также с помощью резервных средств, заявил РИА Новости Дворкович.

Частично, по его словам, это возможно сделать за счет небольшого повышения акцизов на те товары, налоговую нагрузку по которым государство не хочет снижать. В частности, это касается алкогольной и табачной продукции. При этом Дворкович объяснил, что повышение акцизов по этим товарам может быть сделано примерно настолько же, насколько будет понижена ставка НДС. "При этом я не имею в виду всю компенсацию снижения доходов по НДС по всей экономике за счет таких товаров", - сказал Дворкович.

"Если же говорить в целом по экономике, то снижение налоговых поступлений от снижения НДС можно также компенсировать за счет собираемости налогов и экономического роста - других инструментов компенсации быть не может", - сказал он. Глава экспертного управления также отметил, что "если не хватает средств для финансирования бюджетных расходов, значит, возможно, нужно будет задействовать резервы".

Однако, подчеркнул Дворкович, в первую очередь необходимо замещать выпадающие доходы ростом администрирования налогов. "В первую очередь - конечно, это можно сделать за счет роста собираемости налогов, за счет повышения налогового администрирования. Но, если вдруг налоговая служба потерпит неудачу в этом вопросе, то есть законодательно установленный механизм использования резервного фонда", - рассказал он.

Отвечая на вопрос о том, как может улучшиться налоговое администрирование за счет снижения НДС, Дворкович отметил три основных фактора.

"Во-первых, под единую ставку НДС подпадают схемы, связанные с игрой на разных ставках, которые есть сейчас - они сразу исчезнут. Во-вторых, одновременно снижается нагрузка не только по НДС, но и на весь фонд оплаты труда и, скорее всего, это повысит собираемость ЕСН. В-третьих, на мой взгляд, люди будут больше готовы к легализации при снижении налогов",- сказал Дворкович.

Механизмы корректировки

Как сообщил на форуме в Цюрихе Шаталов, Минфин в ближайшее время хотел бы сделать несколько шагов по улучшению администрирования НДС. В частности, возможна корректировка счетов-фактур с точки зрения объема указываемой в них информации. Кроме того, планируется введение новых инструментов в НДС - а именно отрицательные счета-фактуры. Т.е., будет введена корректировка текущих налоговых обязательств по контрактам в предыдущие налоговые периоды, по которым из-за изменения цен или отказа партнеров изменились объемы поступлений. Также рассматривается возможность отмены существующего специального порядка уплаты НДС при расчете неденежными инструментами.

"По этим направлениям мы хотели бы работать в ближайшее время..., а ставка НДС - это еще вопрос, который будет подробно обсуждаться", - констатировал Шаталов.

Эксперты одобряют

Как считают опрошенные РИА Новости эксперты, предложение МЭРТ по снижению НДС может пойти на пользу государству, ратующему за экономический рост и законопослушный бизнес,

"Если вкратце говорить, то это - отличная идея", - прокомментировал РИА Новости предложение МЭРТ ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

"Снижение налога, во-первых, перемещает налоговое бремя именно для более несырьевых отраслей, для тех отраслей, где большую часть играет "белый" бизнес и это очень важно, очень полезно. Потому что НДС сейчас собирается максимум на две трети от того, что он должен собирать. И если ставку понизить, экономика станет более "белой" и более законопослушной, что было бы очень неплохо", - пояснил он.

Наличие выпадающих доходов экспертам не кажется катастрофичным. Есть ряд оценок потерь в результате снижения и все надежные оценки сходятся от 1% до 2% ВВП, отметил Гуриев. "Это большая сумма, но вполне подъемная сейчас для российского бюджета", - констатировал он. Гуриев добавил, что в конечном итоге негатив нивелируется пользой от стимулирования бизнеса несырьевого сектора.

Соответствующая идея по "включению" стимулирующей функции НДС в результате его снижения уже давно обсуждается в Госдуме, сообщил между тем РИА Новости первый вице-спикер нижней палаты парламента Олег Морозов.

"Это пока еще только идея по снижению НДС, основанная на необходимости исполнения налогами стимулирующей функции. Но это пока еще идея, это еще не проект", - отметил он. Морозов отметил, что тема дискуссионная, поскольку следует просчитать выпадающие доходы.

Понятно, почему Минфин с осторожностью подходит к вопросу о ставке НДС и его замене налогом с продаж, отмечал РИА Новости экс-замглавы МЭРТ (отвечавший за налоги), ныне управляющий директор ИК "Тройка Диалог" Андрей Шаронов. "Понятно, что это основной источник Минфина, причем независящий от цен на нефть", - признал он. Однако НДС в настоящее время является достаточно непростым налогом и несет в себе существенную нагрузку для бизнеса, считает Шаронов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала