Рейтинг@Mail.ru
Нефть потечет на восток в обход Байкала - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нефть потечет на восток в обход Байкала

Читать ria.ru в
Для нефтяной отрасли России этот год стал в буквальном смысле поворотным - наконец-то было начато строительство экспортного трубопровода в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом вся страна стала свидетелем того, как трасса нефтепровода легким движением руки президента РФ была перенесена на 40 километров, которые затем трансформировались в 400.

Евгения Соколова. РИА Новости 

Для нефтяной отрасли России этот год стал в буквальном смысле поворотным - наконец-то было начато строительство экспортного трубопровода в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом вся страна стала свидетелем того, как трасса нефтепровода легким движением руки президента РФ была перенесена на 40 километров, которые затем трансформировались в 400.

Судьбоносное для трубопровода совещание состоялось в Томске 26 апреля. Именно на нем Владимир Путин заявил, что Восточный нефтепровод на севере Байкала должен пройти за пределами водозаборной зоны.

Изначально Транснефть собиралась строить нефтепровод в 800 метрах от берега озера, в то время как природоохранная зона Байкала составляет 500 метров.
Компания уверяла, что при строительстве будут использованы самые лучшие технологии, что сведет риск для озера к ничтожному минимуму. Но маленькое «если» оставалось, поэтому в Прибайкалье люди продолжали выходить на митинги с протестами против строительства трубы.

На совещании в Томске губернатор Иркутской области Александр Тишанин, стоя у карты Байкала, от имени общественности региона высказал беспокойство  по поводу того, что трубопровод будет проходить по сейсмическим зонам Бурятии. И академик, вице-президент РАН Николай Лаверов также отметил наличие сейсмически опасных зон в зоне возможного маршрута трубопровода.

"Нужно немедленно начинать строить, но в процессе строительства посмотреть в северной части возможности инженерно-геологических изысканий, чтобы вывести нефтепровод за сейсмическую десятибалльную зону", - сказал Лаверов.

В ходе дискуссии выяснилось, что перенос трассы нефтепровода позволит гарантировать безопасность Байкала, после чего Владимир Путин задал главе Транснефти Семену Вайнштоку был вопрос о технической возможности такого изменения.

Видя, что глава Транснефти медлит с ответом, президент сказал: "Если Вы заколебались, значит, такая возможность есть".

"Давайте так договоримся: работу нужно начинать с двух сторон, и к моменту, когда вы подойдете к двум точкам, откуда нужно будет осуществлять обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательские работы, чтобы продолжить эту работу", - сказал президент.

"Трасса должна пройти севернее той зоны, чем предлагает академик Лаверов", - заявил Путин.

Не услышав возражений от Вайнштока, президент поставил точку в дискуссии, подойдя к карте и лично проведя маркером примерную линию маршрута нефтепровода на севере Байкала, которая, как потом выяснилось, оказалась на расстоянии 40 километров от озера.

Судя по реакции Вайнштока ситуация для него оказалась такой же неожиданной, как и для всех окружающих. Надо отметить, что если такое развитие событий и обсуждалось с кем-то, то это оказались железные люди, способные хранить тайну.

Впрочем, Транснефть стойко перенесла это потрясение и уже спустя два дня после совещания начала строительство трубы в Иркутской области.

Впрочем, через месяц выяснилось, что это был не последний сдвиг трубы. В мае на встрече с президентом Вайншток заявил, что нефтепровод пройдет на расстоянии 400 километров от озера Байкал. Отодвинуть трубу от Байкала еще дальше пришлось из-за того, что на обозначенном в Томске маршруте встали горы.

Тогда же Транснефть пообещала уложиться в сроки строительства, несмотря на удлинение маршрута ВСТО на 537 километров и необходимость строительства дополнительных 300 километров автодорог.

Из-за корректировки маршрута строительство восточного трубопровода пришлось разделить на два самостоятельных проекта. Первый, по которому уже ведутся строительно-монтажные работы, предполагает строительство нефтепровода пропускной способностью 30 миллионов тонн нефти в год от Тайшета до Сковородино и спецморнефтепорта Козьмино на восточном побережье.

Второй проект - расширение ВСТО - для ускорения и эффективности проработки был разделен на три участка: первый участок - от Усть-Кута до Талаканского месторождения (Якутия); второй участок - от Талаканского месторождения до Алдана; третий участок - от Алдана до Тынды.

Для финансирования строительства трубопровода Транснефть активно планирует использовать собственные и заемные средства. В мае Сбербанк России одобрил открытие Транснефтью рамочной возобновляемой кредитной линии с лимитом в 65 миллиардов рублей сроком на шесть лет на строительство первого этапа ВСТО.

По данным на 13 ноября строительство первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан (ВСТО) профинансировано Транснефтью на 49,2 миллиарда рублей. Первоначально Транснефть оценивала стоимость строительства ВСТО в $11,5 миллиарда, однако в настоящее время стоимость проекта пересматривается.

Во время прямого теле-радиоэфира президента в октябре стало известно, что изменение маршрута трубы потребует дополнительных затрат в размере $1 миллиарда.

В следующем году Транснефть запланировала получить чистую консолидированную прибыль в размере 67,1 миллиарда рублей, что на 15% превышает уровень 2006 года. Впрочем, акционерам компании не стоит рассчитывать на увеличение дивидендов. Компания намерена направить 95% прибыли - 63,7 миллиарда рублей - на капвложения, то есть буквально "в трубу".

Эксперты  считают правильным такое распределение прибыли. Аналитик Standard & Poor's Елена Ананькина считает, что это вполне оправдано для компании реализующей «такую грандиозную задачу, не имеющей аналогов по масштабу и объему инвестиций». «Акционеры получат только 5% от чистой прибыли компании. И это нормально, ведь задача акционера инвестировать в развитие компании, а не рассчитывать на гарантированные дивиденды», - отметила эксперт.

Но, несмотря на ударные темпы строительства и налаженное финансирование, пока остается проблема наполнения самого масштабного трубопровода в России.
Как заявил Вайншток, уже сейчас мощность трубопроводов Транснефти значительно превышает экспортные возможности российских нефтяников. Это связано с тем, что в последнее время нефтяники диверсифицируют свои поставки в пользу внутреннего рынка, так как европейские рынки стали не столь привлекательны.

Власти рассчитывают, что способствовать наполнению восточного нефтепровода будет введение налоговых каникул для новых месторождений в Восточной Сибири. Как сообщил глава Минэкономразвития Герман Греф, эта мера позволит увеличить добычу нефти в этом регионе до 45 миллионов тонн к 2015 году.

Согласно принятому летом закону, налоговые каникулы будут устанавливаться для месторождений сроком на десять лет для лицензии на добычу и на 15 лет - для лицензии на геологоразведку.
Но пока российские нефтяники не оправдывают возложенных на них надежд по темпам развития месторождений в Восточной Сибири. В декабре по итогам проверки Росприродназдор выяснил, что почти все недропользователи, в том числе Роснефть, Газпром и ТНК-ВР, серьезно отстают по срокам геологоразведочных работ (ГРР), указанным в лицензионных соглашениях, что ставит под угрозу обеспечение необходимым объемом нефти мощностей ВСТО.

"К окончанию первого этапа строительства в конце 2008 года проектная мощность должна составить 30 миллионов тонн в год, к окончанию работ второго этапа - 2015 году - мощность трубопровода увеличится до 80 миллионов тонн. Мы сегодня располагаем доказанными запасами, способными обеспечить прокачку до 30 миллионов тонн в год. Но эти запасы еще надо ввести в эксплуатацию", - подчеркнул замминистра природных министров Юрий Темкин.

При этом аналитик ИК Атон Артем Кончин считает, что у нефтяных компаний есть прямая экономическая выгода в разработке месторождений в Восточной Сибири для наполнения ВСТО. 

 «Думаю, что претензии министерства являются попыткой подхлестнуть вложение средств в проекты, дать толчок Роснефти, ТНК-BP для ускорения разработки месторождений», - сказал аналитик.

По его мнению, все факторы складываются так, что у нефтяных компаний есть прямая экономическая выгода начинать проекты в Восточной Сибири, так как в целом прирост добычи нефти по стране падает, а в этих условиях Восточная Сибирь является ключевым регионом для изменения данной тенденции.

Увидеть, как России удастся реализовать такой амбициозный транспортный проект, удастся уже в ближайшее время, потому что завершение первого этапа строительства ВСТО запланировано на второе полугодие 2008 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала