Рейтинг@Mail.ru
Алексей Учитель. "Документальное" чутье на игровое кино - РИА Новости, 30.08.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Алексей Учитель. "Документальное" чутье на игровое кино

© Фото : предоставлено Алексеем УчителемКадр из фильма "Дневник его жены"
Кадр из фильма Дневник его жены
Читать ria.ru в
Алексей Учитель признается, что ему интереснее снимать художественное кино, в котором мир строится не только из наблюдений, но и порождается фантазией, становится игрой. Судя по тому, какими разными получаются фильмы, играть в эту игру Учителю уже не надоест. А документальное чутье только помогает: "Я остаюсь верным своему принципу кинодокументалиста - когда о каждом человеке, выхваченном из толпы, можно снять неповторимую историю".

Режиссер Алексей Учитель, документалист в прошлом, автор знаменитого "Рока" о музыкальном андеграунде 80-х, уже больше 15-ти лет делает игровое кино. Он признается, что ему интереснее снимать художественные фильмы, где мир строится не только из наблюдений и работы с ними, но и порождается фантазией, становится игрой. Судя по тому, насколько разными получаются картины – изысканная "Жизель", молодежная "Прогулка", динамичный "Край" - играть в эту игру Учителю уже не надоест. А документальное чутье только помогает искать интонации: "Я остаюсь верным своему принципу кинодокументалиста в прошлом - когда о каждом человеке, выхваченном из толпы, можно снять неповторимую историю. Все дело, какими глазами смотреть - на людей, на дома, на что угодно...".

 

Мания Жизели (1995)

 

 

"Мания Жизели" стала первым художественным фильмом Алексея Учителя, по признанию самого режиссера – неожиданно, ведь изначально картина задумывалась как документальная. "Красной Жизелью" современники называли легендарную балерину прошлого столетия Ольгу Спесивцеву – звезду императорских театров и Оперы Гарнье, эмигрировавшую из России в Европу после Октябрьской революции. Дар Спесивцевой  и драматизм тех обстоятельств, в которых развивался этот дар, – любовных, жизненных, исторических – Учитель "пропустил" сквозь призму истории о Жизели – героине балета, в котором она танцевала. Жизнь живой, со своими капризами, безумствами, ревностями и усталостями Спесивцевой и легенда о вымышленной Жизели, теряющей разум от любви, складываются в трагическую историю о вневременной, абсолютной красоте. Главную роль сыграла Галина Тюнина, вместе с ней в фильме снялись Михаил Козаков, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Иван Охлобыстин, сценарий написала Авдотья Смирнова – также автор сценариев двух следующих фильмов Учителя.

 

Учитель о фильме: "Манию Жизели" мы изначально затевали как документальную картину. Внезапно она переросла в игровую. И весь проект так стремительно двигался, что у меня не было времени подумать - прав я или не прав. И когда все уже было закончено, у меня наконец появилась возможность проанализировать: "Чего я хочу от этого жанра - игрового кино?" Пауза в несколько лет, возникшая между картинами, безусловно, пошла мне на пользу.

 

Дневник его жены (2000)

 

"Дневник его жены" - это повествование о последнем, эмигрантском периоде жизни Ивана Бунина, когда рядом с ним жили две женщины – Вера Бунина (Галина Тюнина) и молодая поэтесса Галина Плотникова (Ольга Будина). Первая любила его, и, не будучи жертвой по характеру, жертвовала всем ради мужа, вторую, живущую с Буниными на правах ученицы, безоглядно любил он сам. Любовный треугольник по ходу повествования обретает все новые грани: в Веру влюбляется эмигрант Гуров и остается жить с ними, Галина вступает в отношения с оперной певицей Маргой Степун и временно, до оккупации Парижа немцами, покидает виллу в Грасе с любовницей. В своих оценках картины пресса и зрители разделились: кто-то счел фильм слишком откровенным и недостойным писателя, кто-то  -  что Учитель Бунина "очеловечил". Та же грань - между Буниным-человеком - простым смертным  с его страстями, ошибками, обаянием - и Буниным-гениальным писателем. Слепота в отношении к любящей его Вере уживается с талантом психолога, умеющего видеть пошлость, ревность к любимой женщине – с ревностью к отечеству, которое он покинул, но никогда не вычеркнул из сердца. Сценарий к "Дневнику его жены" написала Авдотья Смирнова, а Бунина  сыграл ее отец, актер Андрей Смирнов, под которого и писалась роль.

 

Учитель о фильме: Первая половина фильма идет без всякой остановки. Летит. Все происходящее, быть может, даже напоминая некий сумбур, должно "вываливаться" на зрителя. Как по щекам хлестать. А вот с момента, когда ушла Галина, начинается немного другое кино. И, как ни странно, оно становится более ироничным, более смешным. Хотя горя больше. На этой противофазе очень много сцен работает. Смешного больше во второй половине. Но это такой смех сквозь слезы. Я сознательно делал две разные части - первую и вторую. Но это уже тонкости.

 

Прогулка (2003)

 

Действие картины "Прогулка" и на экране и в жизни укладывается в полтора часа, "онлайн-трансляция" ведется Учителем из залитого солнцем Петербурга, по которому идет компания случайных попутчиков – строптивая девушка Оля (Ольга Пегова) и два друга детства, романтичный Алеша и брутальный Петр (Павел Баршак и Евгений Цыганов). Впрочем, то, что молодые люди и девушка едва знакомы, ничто не выдает: все трое ведут себя так, словно провели рядом целую жизнь, веселятся, шутят, ревнуют, строят планы на будущее. "За время этой прогулки они проживают целую жизнь: любовь, дружбу, вражду, предательство", - говорит о картине ее сценарист Авдотья Смирнова. В финале Учитель "запрятал" разгадку, которая переворачивает действие, но детективом фильм точно не назовешь: "Прогулка" - очень легкая  история, похожая на чистой воды импровизацию. В главных ролях "Прогулки" снялись актеры мастерской Фоменко, которую Учитель считает самым кинематографичным театром страны, и город  – река, Исаакиевский собор, Невский – с его жителями, спешащими мимо камеры по своим делам.

 

Учитель о фильме: "Я ни в коем случае не хотел сделать фильм под молодежь. Мы смотрели на происходящее нашими глазами, а не через призму восприятия молодых людей. Очень долго обсуждали, как все это снимать. И в конце концов решили: надо снимать маленькой цифровой камерой, которая позволяет не передавать ощущение, что мы идем, а вовремя выхватывать то состояние, которое нам необходимо".

 

Космос как предчувствие (2005)


В фильме "Космос как предчувствие" Учитель обратился к далеким 50-м, когда спутник уже вышел на орбиту, но никто еще и помыслить не мог о полете Юрия Гагарина. Тем более простодушный повар по прозвищу Конек (Евгений Миронов), живущий в маленьком портовом городке на Кольском полуострове и работающий на пару с возлюбленной, официанткой с характером Ларой (Ирина Пегова) поваром в местной столовой. Мирное и несколько сонное существование обоих заканчивается с появлением в городе загадочного Германа, который слушает иностранное радио, учит английский и бесстрашно купается в ледяной воде Баренцева моря: Конька он покоряет своими боксерскими талантами, а Лару – поцелуями в шею и нехорошей улыбочкой. В фильме снова, как в "Прогулке" или "Дневике", складываются сложносочиненные любовные фигуры, но эти переживания не мешают Коньку мечтать о светлом будущем – а однажды даже встретить Гагарина.
 

 Учитель о фильме: С оператором Юрием Клименко мы долго думали: снимать нам небо или нет? Так вот, в нашей картине вообще нет ни одного кадра неба, ни звездного, ни дневного. Остались только выражения лиц, смотрящих на небо.

 

Пленный (2008)

 

Фильм Учителя "Пленный", снятый по рассказу писателя Владимира Маканина, - о чеченской войне. В центре сюжета – история двух российских солдат, которые, выполняя задание по спасению армейской колонны, берут в плен юношу Джамала (Ираклий Мсхалаиа, которого Алексей Учитель нашел в грузинской московской школе). По словам режиссера, пленные в этом фильме – все: не только мальчик-чеченец, ставший для военных проводником по кавказским горам, но и самый старший из троих, сержант Рубахин  (Вячеслав Крикунов), и его напарник Вовка (Петр Логачев). На чашах весов – нормальные человеческие отношения и "законы военного времени", армейские понятия о чести и сочувствие и в какой-то момент – собственная жизнь и жизнь невиновного "врага".

 

Учитель о фильме: "Мне было важно понять, где проходит та грань, когда обычные мальчишки, абсолютно не испытывая друг к другу вражды, могут оказаться способны на убийство. Когда наступает тот страшный момент истины и надо выбирать - либо спасти свою жизнь, отняв ее у другого, либо спасти его жизнь ценой своей. Меня интересует психология этого выбора. Сам по себе факт убийства символический, ведь в наших солдатах тоже что-то уничтожилось – душевное".

Край (2010)

 

Фильм "Край", снятый Учителем в 2010 году, был российским претендентом на "Оскар", но не попал в шорт-лист, а также вошел в число номинантов на "Золотой глобус". Последняя награда также обошла фильм стороной, но на родине он стал триумфатором, заработав главные награды российских кинопремий. В картине рассказывается история бывшего машиниста (Владимир Машков), который после войны оказывается в глухом сибирском поселке для ссыльных, где сначала влюбляется в бывшую гувернантку Софью (Юлия Пересильд), а потом обнаруживает в лесу брошенный паровоз и спрятавшуюся там немку Эльзу (Аньорка Штрехель). К любовному треугольнику Учитель добавил экшн с паровозными гонками, где противником главного героя оказывается нквдшник в исполнении Сергея Гармаша.

 

Алексей Учитель о фильме: "Мы снимали семь ночей подряд до шести утра. Триста человек в 25-градусный мороз в плохонькой одежде. И я не понимал, как они утром идут на работу. На это кто-то из них мне рассказал, что купил за свои деньги бюллетень. Вот так мы заразили людей своим вирусом кино".

 

Подготовила Тамара Бараненкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала