Рейтинг@Mail.ru
Белла Ахмадулина – "женщина, рожденная поэтом" - РИА Новости, 29.11.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Белла Ахмадулина – "женщина, рожденная поэтом"

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкОткрытие выставки "Лики истории в европейском искусстве XIX века" в рамках фестиваля "Декабрьские вечера Святослава Рихтера"
Открытие выставки Лики истории в европейском искусстве XIX века в рамках фестиваля Декабрьские вечера Святослава Рихтера
Читать ria.ru в
Имя Ахмадулиной - один из символов современной русской поэзии. Ее называли "женщиной, рожденной поэтом", женщиной вне времени и вне пространства, поэтессой со своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов. Сама же она никогда не называла себя "поэтессой", только "поэтом".

 

Известная советская и российская поэтесса Белла Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года на 74-м году жизни. Имя Ахмадулиной - один из символов современной русской поэзии и самое живое напоминание о поэтическом буме 1960-х годов. Ее называли "женщиной, рожденной поэтом", женщиной вне времени и вне пространства, поэтессой со своим голосом и совершенно неподражаемой манерой чтения стихов. Сама же Белла Ахатовна никогда не называла себя "поэтессой", только "поэтом".

Итальянских кровей

Белла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. В числе предков с материнской стороны - итальянцы, осевшие в России, и среди них - революционер Стопани. О своем детстве вспоминала: "Первые мои годы я проживала в доме, где без конца арестовывали людей. А мне велели играть в песочек. Я не могла знать, не могла понимать, что происходит, но некий след во мне остался. Даже неграмотный, не очень тонкий слух ребенка многое улавливает". 

Стихи писала с самого детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. Еще учась в школе, подрабатывала внештатным корреспондентом газеты "Метростроевец".

Затем поступила в Литературный институт имени М.Горького. Во время учебы в Литинституте Ахмадулина публиковала стихи в литературных журналах и в рукописном журнале "Синтаксис". Активно занималась журналистикой, писала очерки. В 1957 году Ахмадулина написала в "Комсомольской правде": искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания".

Поэт и прозаик Кирилл Ковальджи об Ахмадулиной-студентке вспоминал следующее: "Помню ее совсем девчонкой. Я старше, окончил Литинститут и уже работал в Кишиневе, когда она поступила на первый курс. В один из приездов в Москву я заглянул на Мещанскую к Жене Евтушенко, он сразу восторженно сообщил, что в институте сенсация - появилась гениальная поэтесса. Он решил немедленно познакомить меня с ней. Как-то не верилось, что она может написать что-нибудь дельное. Слово за слово, стали читать стихи. И тут Белла меня поразила трижды. Во-первых, стихами, удивительно свежими, новыми, легкокрылыми. Во-вторых, своим неповторимым голосом - как напряженная струна. В третьих - спокойной самоуверенностью, с которой она держалась и выражала свое мнение. Словно эта девушка уже знала, кто она такая и какое место ей уготовано в русской поэзии".

Начало творческого пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда творили Борис Пастернак, Анна Ахматова и Владимир Набоков – корифеи русской литературы ХХ века, благодаря которым отечественная словесность не утеряла своей силы, даже под гнетом советского режима. Именно Ахмадулиной выпала нелегкая миссия продолжить "дело великих предшественников".

В 1959 году она была исключена из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановлена. В 1960 году окончила институт с отличной оценкой дипломной работы.

"Мне так хотелось быть… как все"

Первая книга Ахмадулиной "Струна" увидела свет в 1962 году. Следующий сборник "Озноб", в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве "Посев" в 1969 году в ФРГ. Несмотря на это "крамольное" событие, книги Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: "Уроки музыки" (1969), "Стихи" (1975), "Свеча", "Метель".

В 1977 году Ахмадулина была избрана почетным членом Американской академии искусства и литературы. В 1988 году вышла книга "Избранное", за ней последовали новые поэтические сборники. Сюрреалистический рассказ Ахмадулиной "Много собак и собака" вошел в неофициальный альманах "Метрополь" (1979). К этому моменту она по праву считалась одним из наиболее ярких поэтов, начинавших свой творческий путь во время "оттепели".

Ее называли "поэтом эстрады" точно так же, как и Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского. "Никогда не преувеличивала своих способностей. Всегда в них сомневалась. Всегда. Всегда. Всегда. У меня есть в другом стихотворении: "Мне так хотелось быть… как все". Совершенно похожей. Одинаковой с другими. Это абсолютнейшая правда, что я себя ниже других ценю", - признавалась Белла Ахатовна.

Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от Пушкина и Цветаевой до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди - "кривая Нинка", "электрик Василий". Ахмадулина много переводила грузинских поэтов Н.Бараташвили, Г.Табидзе, С.Чиковани. Она - автор многочисленных эссе о В.Набокове, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Вен.Ерофееве, А.Твардовском, П.Антокольском, В.Высоцком и других крупных творческих личностях, которые, по ее словам, "украсили и оправдали своим участием разное время общего времени, незаметно ставшего эпохой".

"Несомненная наследница…"

Бродский считал Беллу Ахмадулину "несомненной наследницей Лермонтовско-Пастернаковской линии в русской поэзии", поэтом, чей "стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис - вязкий и гипнотический - в значительной мере продукт ее подлинного голоса".
Когда умер ее близкий друг, поэт Андрей Вознесенский, Ахмадулина сказала: "Мы писали с Андреем друг другу разные посвящения, и в своем посвящении я писала, что опережу Андрея. Я ошиблась. Человек не может это знать".

Белла Ахмадулина скончалась вечером 29 ноября 2010 года на 74-м году жизни в Переделкино.

"Ее стихи - автопортрет". "Уникальность поэзии почти всегда в музыкальности. У Ахмадулиной абсолютно своя музыка. Когда я впервые прочла ее стихи, это было необыкновенно: это был автопортрет, нарисованный словами, которые отлетают от губ с неслыханной простотой, раздражающей многих, и это запало в меня с юности. Стихи Ахмадулиной в ее исполнении - это высочайший пример вслушивания в свой собственный звук", - сказала как-то российский поэт, бард Вероника Долина.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала