Рейтинг@Mail.ru
История покетбука: от недорогих брошюр до электронной книги - РИА Новости, 30.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

История покетбука: от недорогих брошюр до электронной книги

Читать ria.ru в

30 июля 75 лет назад британское издательство "Penguin Books Ltd" выпустило первую книжку в мягкой обложке, или pocketbook. Эта дата считается точкой отсчета истории издательства. Сам же покетбук появился за четыре века до "Пингвина". Он получил обширное распространение по всему миру и до сих пор пользуется большой популярностью.

Книжная революция

В разных частях света книга в мягкой обложке называется по-разному: в англоязычных странах – paperback, в немецкоязычных –  taschenbuch (карманная книга), у нас – покетбук (от англ. pocketbook – карманная книга). Если русские и немцы делают упор на формат, то англичане – на качество обложки. В их понимании такая книга должна иметь переплет из тонкого картонажа. Впрочем, названий-то много, а суть одна. Карманная книга – это небольшого формата печатное издание, ширина блока которого чуть больше 10 см, а высота не превышает 16,5 см, пишет russ.ru.

Если говорить об истории покетбука, то она уходит своими корнями аж в XVI век. Покетбук был придуман тогда, когда в одну точку сошлись три вещи: граверная техника, печатный станок и очки. Изначально книги выпускались на рынок как стопка брошюр. Массовый переплет тогда не был в моде, потому что дорого стоил: не каждый мог себе позволить иметь дома книгу в кожаном переплете с орнаментом из драгоценных камней. А вот недорогие брошюры читали даже малообеспеченные слои населения.

Постепенно произошла революция формата. В 1501 году книгоиздатель Альд Мануций издал книгу карманного формата. Именно с нее началось изменение формата печатной продукции. Теперь листы были не ин-кварто, а ин-октаво (печатный лист складывался в три раза). Чтобы снизить себестоимость, Мануций заказывал книги тиражом в тысячу экземпляров. Но все же большую популярность имели небольшие брошюрки с народными сказками и анекдотами, распространяемые бродячими торговцами. Назывались они chap–books.

Постепенно формат ин-октаво вошел в моду. Из листа с течением времени получалось 16 страниц. А уже в XVI веке печатный лист складывали так, что в карманном издании насчитывалось 24 страницы. В Англии большой популярностью пользовались покетбуки, изданные голландским издательством "Эльзевира". Их, в основном, читали не слишком обеспеченные жители Туманного Альбиона. На это граф Честерфилд как-то снобистски заметил: "Если у вас в кармане лежит классика от Эльзевира, никогда не показывайте этого и не упоминайте об этом".

Первые "Пингвины"

Популяризации покетбука способствовала мода. В XVIII веке в мужской и женский костюмы вошли карманы и остались в них навсегда. Также в книгопечатании на смену кожаным переплетам пришли переплеты из ткани, менее изящные, но более доступные. Покетбук завоевывал все больше поклонников, ведь он был прост в оформлении, приемлем по цене и удобен для путешествий. От него, по мнению современников георгианской эпохи, так и веяло притягательной простотой среднего класса.

А вот годом рождения настоящих карманных книг считается 1867 год. Именно тогда немецкий книготорговец Антон Реклам выпустил в свет первые томики массовой "Универсальной библиотеки". Стоимость такой книги составляла два гроша. Интересно, что в первом томе была напечатана первая часть "Фауста" Гете. Серия пользовалась бешеной популярностью, и уже к 1942 году ее тираж составлял 89 млн. экземпляров – солидная по тем временам цифра.

В XX веке в дело мягкой обложки вмешались англичане. Именно они первыми поставили на поток производство книг карманного формата. Издательство "Пингвин" ("Penguin Books Ltd") в 1935 году выпустило в свет первые десять "мягких пингвинчиков". Каждая книга стоила шесть пенсов. Издательство хотело удовлетворить растущий покупательский спрос, но просчиталось. Из 17 тысяч выпущенных экземпляров было продано только 7 тысяч. Вроде бы все потеряно, но тут положение спасла женщина.

Женщина и книга

Аллен Лейн, основатель "Penguin Books Ltd", решил пойти на рискованный шаг. Он предложил владельцу крупной сети магазинов "Уордсворт", мистеру Клиффорду Прескотту, продавать книги с мягкой обложкой вместе с мелкими товарами первой необходимости. То есть книги, по идее Лейна, должны были соседствовать на одной полке с носками, бельевыми веревками и прищепками. Прескотт сомневался: задумка казалась ему безумной. Но мнение миссис Прескотт перевесило чашу весов в пользу предложения Лейна. Оно показалось даме очень интересным. С легкой руки жены бизнесмена участь мягкой обложки была решена.

Работа издательства "Пингвин" была очень успешной. За первые 25 лет своего существования издательство выпустило 250 млн. экземпляров книг в мягкой обложке. Одним из самых популярных изданий стала "Одиссея" Гомера. За 14 лет (с 1946 г. по 1960 г.) она была продана тиражом в 1 млн экземпляров. Также большой популярностью пользовались научно-популярные романы (серия "Pelicans") и детские книги (серия "Puffins").

С середины XX века покетбуки популярны у путешественников и автомобилистов. Небольшой формат книги очень удобен для переездов и длительных поездок, тем более что книжки с мягкой обложкой можно читать практически везде: все тот же размер позволяет. Автомобилисты оценили преимущества мягкой обложки по-своему. Такую книгу удобно класть на сидение рядом с водителем, в бардачок или под лобовое стекло. Первыми данное открытие совершили американцы. Автомобиль стал для них вторым домом, а книга в мягкой обложке - его неотъемлемой частью.

Низкопробная литература?

В России ситуация с покетбуком совершенно иная, чем в Америке. Если за рубежом книга в мягкой обложке считается признаком демократии, то у нас в стране покетбук ассоциируется с низкопробной литературой. Обычно в таком формате издаются женские детективы и криминальные романы – книги популярные, но не "из высшего общества". Но помимо этих изданий в книжных магазинах России продается и классика в мягкой обложке. При одинаковом содержании она на порядок дешевле своих "сородичей" в толстом переплете. Так что утверждение о том, что покетбук – макулатура, в корне неверно.

В Европе отношение к покетбукам резко отличается от российского. В Германии ценят мягкую обложку. Книги такого формата часто можно встретить в поездах и самолетах. Франция делает основную ставку на покетбуки. 25% книг этой страны издаются именно в мягкой обложке. Другие европейские страны также не отстают. Все также популярны туристические брошюры и альбомы с панорамами городов в том же карманном формате.

Люди во всех странах мира привыкли видеть карманные издания по привлекательной цене. Интересен тот факт, что первое американское издание романа Владимира Набокова "Память, говори" (1960 г.) в мягкой обложке на одном из букинистических аукционов предлагалось за 60 тысяч долларов.

Оказывается, у покетбуков есть свой характер и нрав. Они любят лежать аккуратной стопочкой на книжной полке, никого не вытесняя и, наоборот, не выдвигая. Также покетбуки непросто оставить открытыми на той или иной странице. Приходится обязательно делать закладку в нужном месте. Вообще, покетбуки занимают мало места и, как ни странно, полезны в хозяйстве: их можно подложить под ножку качающегося шкафа или подпереть шатающуюся книжную полку.

Отношение к покетбукам явно неоднозначное. Кто-то покупает только их, кто-то вообще не воспринимает в качестве литературы. На сегодняшней день покетбуки все же очень популярны. Их можно встретить в метро, в автобусах, взять с собой на работу или в отпуск. Но само название покетбук теперь все больше и больше ассоциируется с небольшой электронной книгой. Она, конечно, во многом удобнее старой - доброй мягкой обложки, но у нее нет хорошо знакомого шелеста страниц и картинок, а уж чернила на пальцах она и подавно не оставляет.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала