Рейтинг@Mail.ru
Режиссер Ян Кидава-Блоньский представит на ММКФ фильм "Розочка" - РИА Новости, 11.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Режиссер Ян Кидава-Блоньский представит на ММКФ фильм "Розочка"

© Фото : предоставлено пресс-службой 32-го Московского международного кинофестиваляКадр из фильма "Розочка"
Кадр из фильма Розочка
Читать ria.ru в
Известный польский кинорежиссер Ян Кидава-Блоньский представит на Московском международном кинофестивале свой новый фильм "Розочка", действие которого происходит в шестидесятые годы, когда агент госбезопасности, пытаясь уличить писателя в антикоммунистической деятельности, просит собственную девушку стать любовницей подозреваемого.

ВАРШАВА/МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. Известный польский кинорежиссер Ян Кидава-Блоньский представит на Московском международном кинофестивале свой новый фильм "Розочка", действие которого происходит в шестидесятые годы, когда агент госбезопасности, пытаясь уличить писателя в антикоммунистической деятельности, просит собственную девушку стать любовницей подозреваемого.

"Вся наша группа выезжает в Москву 23 июня. Показ фильма "Розочка" будет, насколько я помню, 24 июня", - сказал режиссер в интервью РИА Новости.

Ян Кидава-Блоньский родился в 1953 году. Прежде чем записаться в киношколу, окончил архитектурный институт. Его полнометражным дебютом стала картина "Три фута над землей" (1985). В 1991 году он открыл студию Gambit Production Sp., где снимают художественные, документальные и телевизионные фильмы, а также рекламные ролики, с 1990 по 1994 год был президентом Ассоциации польских кинематографистов. "Розочка" - девятый фильм Кидавы-Блоньского. На XXXV фестивале польских фильмов в Гдыни в 2009 году лента получила главный приз и приз зрительских симпатий.

По словам режиссера, картина рассказывает о событиях марта 1968 года в Варшаве, когда коммунистические власти преследовали граждан Польши еврейского происхождения.

"Все это закончилось выступлениями студентов в Варшавском университете и расправой над студентами. Это история трех людей, непосредственно и опосредованно участвовавших в тех событиях: известного писателя, офицера Службы безопасности и его любовницы. Офицер, занимающийся разработкой неблагонадежного писателя, "подкладывает" писателю свою любовницу, чтобы получать необходимую информацию. И Розочке это удается", - рассказывает кинорежиссер.

"Для меня награда публики очень ценна. Конечно, я мечтаю о том, чтобы мой новый фильм понравился российским зрителям в Москве так же, как и польской публике. Для творческого человека это очень важно. И вообще, поездка на Московский кинофестиваль, конечно же, является большим событием", - говорит Кидава-Блоньский.

"Первый курс я был студентом ВГИКа один год, точнее - два семестра, и учился в мастерской Александра Борисовича Столпера. Очень хорошо и тепло вспоминаю то время", - отметил он.

Польский кинорежиссер рассчитывает, что после показа на Московском кинофестивале фильма "Розочка" его имя станет более узнаваемо в России.

Преодоление

Известный кинокритик Андрей Плахов полагает, что в этом году в программе Московского кинофестиваля налицо "посткатынский синдром".

"Сразу несколько фильмов конкурсной программы связаны с той эпохой, когда был железный занавес, существовал так называемый соцлагерь - с 56-м годом в Венгрии и 68-м годом в Чехословакии, с польскими событиями, также связанными с диссидентством, с борьбой против социалистичекого режима", - сказал РИА Новости Плахов.

Теперь, по его словам, все эти ситуации оживают в фильмах нового поколения режиссеров, оказавшихся в конкурсе ММКФ, в частности в фильме "Розочка".

"В принципе, мне кажется, что все эти фильмы у нас сейчас массированно вышли потому, что после недавних событий с крушением самолета, когда погиб президент Польши, вся эта история начала пересматриваться. Мы стали как-то более лояльно и гибко относиться к этому периоду истории, понимать не только собственные интересы, но и логику наших соседей, те исторические драмы, которые они пережили", - считает кинокритик.

Польский правительственный Ту-154 разбился под Смоленском утром 10 апреля. На борту самолета был президент Польши Лех Качиньский. Глава Польши вместе с официальной делегацией летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, не выжил никто. Чувства, которые были проявлены российским и польским народами после авиакатастрофы под Смоленском, объединили людей и станут определяющими для дальнейшего развития российско-польских отношений, заявили лидеры двух стран.

"Еще недавно фильм Вайды "Катынь" вообще нельзя было показать в России, это была целая проблема. А сейчас мы видим явное потепление, и хотелось бы верить, что это выход из идеологических заморозков в пространство некоей новой оттепели", - отметил Плахов.

Фильм польского режиссера Анджея Вайды "Катынь", который в 2008 году был номинирован на премию "Оскар", но так и не вышел в российский прокат, спустя два года добрался до российского зрителя - премьера ленты состоялась на телеканале "Культура" 2 апреля. Картина рассказывает о судьбе польских офицеров и их семей, которые во время Второй мировой войны были захвачены в советский плен и в 1940 году расстреляны сотрудниками НКВД в Катынском лесу в Смоленской области.

Кидава-Блоньский также считает, что после авиакатастрофы под Смоленском очень многое изменилось.

"В Польше сейчас много голосов - во всяком случае, в моем окружении, среди моих друзей и знакомых - о потребности сближения с Россией, установления более тесных контактов и нормального сотрудничества. Я помню времена до 1989 года, когда это было вполне естественно. С моей точки зрения, у поляков всегда были дружеские, приятельские отношения с простыми людьми из Советского Союза", - считает Кидава-Блоньский.

Потом, по его словам, наступил "неудачный период, когда отношения между Польшей и Россией стали осложняться, стали более сухими".

"Это негативно отразилось на обычных отношениях людей. Сейчас наступает некое обновление, восстановление, мы начинаем возвращаться к норме в человеческих отношениях. Мы вновь начинаем радоваться дружбе, как это когда-то было", - полагает он.

Культура поможет отношениям

Кидава-Блоньский считает, что сейчас тон в российско-польских отношениях должны задавать не только политики, но и граждане наших стран - журналисты, актеры, режиссеры, деятели науки и культуры, спортсмены.

Говоря о людях из мира культуры и искусства, режиссер заметил: "Мы всегда относились и относимся более открыто ко всем нашим соседям, в том числе и к россиянам".

"К сожалению, в польско-российские отношения вошла политика. В нашей творческой среде мы очень сожалеем, что так случилось. Но я надеюсь, что политика нам уже не будет мешать. Ведь мы - два славянских народа - очень близки в своих подходах к жизни. Надеюсь, что мы сможем опять вместе работать, вместе творить, создавать новые вещи", - говорит польский кинорежиссер.

Известный киновед, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей согласен с ним.

"Я думаю, что наши связи, немножко поколебленные в последние полтора-два десятилетия, то есть после разрушения Берлинской стены в 1989 году, сегодня будут восстанавливаться. Как я вижу, на это есть и политическая воля, и воля самих народов. И я думаю, что художники только поддержат это замечательное движение", - сказал он РИА Новости.

"Начиная с оттепели, то есть с 50-60-х годов, польское кино обучало режиссеров России патриотизму, чувству времени, свободе, новым эстетическим языкам. Польский кинематограф прививал чувство гуманизма, человеческой состоятельности", - отметил он.

По словам Дондурея, важнейшая роль здесь принадлежит великому Анджею Вайде.

"Это до сих пор кумир российских профессионалов и многих поколений российских зрителей - кумир для меня, кумир для моих родителей", - признался собеседник агентства.

"Я знаю, что в России очень любят польское кино. Популярны такие признанные мастера, как Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси", - говорит Кидава-Блоньский, который хорошо знаком с Вайдой.

"Мы с ним много разговариваем о России, о польско-российских связях, часто вспоминаем разные забавные истории из жизни, которые случались с нами в Советском Союзе, а потом в России. Разговоры с паном Анджеем всегда ценны, он сохраняет разумный и верный подход ко многим вещам. Думаю, что Вайда по сегодняшний день остается самым важным польским кинорежиссером", - считает он.

Кидава-Блоньский далеко не первый польский режиссер, участвующий в Московском кинофестивале. Фамилии кинорежиссеров из Польши фигурируют в основном конкурсе ежегодно: в 31-м ММКФ участвовал фильм "Малая Москва" Вальдемара Кшистека, а в 2006-м году жюри возглавлял поляк Анджей Жулавский.

Знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси участвовал в конкурсе ММКФ трижды, а в 2000 году получил "Золотого Георгия" за фильм "Жизнь как инфекция, передающаяся половым путем".

Тогда он заявил, что считает эту награду одной из самых важных в своей карьере. Занусси отметил, что для него значение Московского кинофестиваля переводится как значение России и Москвы. Он вспомнил, как приезжал в Россию в начале девяностых, после перестройки, и радовался тому, что впервые участвует в Московском фестивале как свободный человек, без политики, по доброй воле. По словам кинорежиссера, своим приездом он хотел подчеркнуть, что, несмотря на то, что политическая ситуация изменилась, культурные связи России и Польши остались прежними. По-другому быть не может и не должно, сказал он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала