Рейтинг@Mail.ru
Николай Гринько - папа Карло и несостоявшийся Дон Кихот - РИА Новости, 30.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Николай Гринько - папа Карло и несостоявшийся Дон Кихот

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкНиколай Гринько, на съемках фильма «Зеркало» режиссера Андрея Тарковского
Николай Гринько, на съемках фильма «Зеркало» режиссера Андрея Тарковского
Читать ria.ru в
30 апреля исполняется 90 лет со дня рождения актера Николая Григорьевича Гринько. Он сыграл почти две сотни ролей в кино. Многие помнят его по роли папы Карло в сказке "Приключения Буратино", его называли "талисманом картин Тарковского", но всю жизнь Николай Григорьевич мечтал сыграть одну роль - Дон Кихота Ламанчского.

30 апреля исполняется 90 лет со дня рождения известного советского актера Николая Григорьевича Гринько.

Он запомнился зрителям образами мягких и бесконечно добрых героев. Режиссер Геннадий Полока как-то сказал о нем: «Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актёр мгновенно преображается».

Настоящий американец

Николай Гринько родился в актерской семье и уже с детства знал, что хочет быть актером. С 1946 он работал сначала помощником режиссёра, а затем актёром в драматических театрах Запорожья и Ужгорода, постепенно выдвинувшись на ведущие роли. А в 1955 году стал художественным руководителем Киевского эстрадного оркестра «Днiпро».

В кино он дебютировал в 1951 году в небольшой роли Бунтаря в фильме Игоря Савченко "Тарас Шевченко". Затем последовал почти 10-летний перерыв.

Первой по-настоящему серьезной работой актера стала роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Мир входящему» (1961). Здесь он сыграл американского солдата. Причем так убедительно что, когда фильм показали на кинофестивале в Венеции, присутствовавшие на показе американцы были убеждены, что Гринько американский, а не украинский актер. Как пишет сайт телеканала «Культура», ему даже подарили автомобиль «Студебеккер», хозяином которого актер так и не стал.

Талисман Тарковского

Пожалуй, самыми заметными фильмами в актерской карьере Николая Гринько стали картины Андрея Тарковского. Впервые он снялся у Тарковского в 1962 году в роли подполковника Грязнова в фильме «Иваново детство».

О съемках фильма «Иваново детство» Гринько рассказывал в интервью журналу «Советский экран»:  «Сценарий мне сильно не понравился. Я уже тогда снялся в пяти-шести картинах и считал себя знатоком кино. Я привык, что раз речь идет о войне, то должны быть какие-то масштабные коллизии, пушки, танки. А тут ничего этого нет. Судьба какого-то мальчишки. Успокоила только собственная роль – подполковника Грязнова. Я таких людей встречал на войне. Фильм снимали лихо, с задором. Но должен откровенно сказать: впечатления, что я приобщился к чему-то гениальному, у меня совершенно не было». Некоторое время спустя Гринько попал на премьеру фильма: «Тут только я понял, что у этого очень молодого режиссера большое будущее. И когда фильм закончился, я просто обалдел».

Затем последовали "Андрей Рублев",  «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало».

В том же интервью журналу «Советский экран» Гринько рассказывал о съемках «Сталкера»: «Этот фильм снимали дважды. Тарковский посмотрел почти готовый материал и сказал: «Это картина не моя. Я не могу выпустить такой фильм. Я должен все переснять». И кругом, конечно, все охали, ахали. Какие-то режиссеры говорили, что такой материал украсит любую картину. Но Андрей ничего не слышал, был непоколебим. <…> А самое трудное, что запомнилось во время работы над «Сталкером»,— это озвучивание ролей. Все было на пределе физических возможностей. Обычно он не смотрел на экран, сидел боком, занимался чем-то своим и, останавливая, говорил: «Нет, это фальшиво. В театре будете так говорить. Это из вашего собственного репертуара в таком-то фильме». Он очень тонко чувствовал фальшь».

Многие работы Гринько в кино являются своего рода олицетворением образа отцовства, да и сам Андрей Тарковский говорил, что видел в Гринько своего отца. Анатолий Солоницын, с которым Гринько снимался в фильме «Андрей Рублев», в шутку прозвал коллегу «батька Гринько».

В «Солярисе» Гринько сыграл роль отца Криса Кельвина, роль небольшую, но яркую. «После выхода «Соляриса» образ, созданный Колей в этой картине, критики называли символом мудрости, символом земного, – рассказывала в одном из интервью его жена Айше. – А его самого тогда впервые окрестили так: «талисман картин Тарковского».

Сюжет для небольшого рассказа

Самой неожиданной работой Николая Гринько многие до сих пор считают роль Антона Павловича Чехова в картине Сергея Юткевича "Сюжет для небольшого рассказа". Этот фильм и эта роль стали особым этапом в карьере и жизни Гринько.

В основе сюжета фильма лежит история создания и провала «Чайки», на фоне которой развивается любовная линия - отношения Чехова и Лики Мизиновой.

Читайте подробнее о фактах жизни Антона Павловича Чехова >>

До сих пор поражает удивительное сходство Чехова и Гринько, как внешнее, так и внутреннее. С фактом этого сходства связан один забавный случай, который вспоминает телеканал «Культура»: когда Юрию Яковлеву, которому тоже приходилось играть Чехова, показали фотографии Гринько и Чехова и попросили определить, кто есть кто, он уверенно указал на фото Николая Григорьевича – это Чехов. Своей жене Гринько потом признавался, что несколько лет не мог выйти из образа Чехова.

Партнершей Гринько по фильму была Марина Влади, сыгравшая роль Лики. Юткевич настоял на том, чтобы Лику играла именно Влади. Работа была совместной – фильм снимали «Мосфильм» и «Тельсиафильм» (Франция), и на экраны СССР и Франции он тоже вышел одновременно, только во Франции название ленты было изменено на "Un amour de Tchékhov" («Любовь Чехова»).

Сам Гринько тоже очень любил эту свою роль. Его жена Айше вспоминала, как когда-то на улице незнакомые люди и спросили ее о муже: «не тот ли это актер, что сыграл Чехова?» Когда она позже рассказала Николаю Григорьевичу о том, что его вспоминают как актера, сыгравшего Чехова, он был безумно этому рад.

Роль его мечты

«Я не люблю актеров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актеров, которые стараются уйти подальше от собственного "я" и войти глубоко в суть образа», - говорил Гринько.

Он сыграл почти две сотни очень разных ролей: Даниил Черный в «Андрее Рублеве», директор типографии в «Зеркале», дядя Егор в «Афоне», Вячеслав в «Двадцать дней без войны», Ермолин в «Тегеране-43» и многих других. У Гринько никогда не было детей, но несколько поколений детей до сих пор любят и помнят его папу Карло из «Приключений Буратино» и профессора Громова из «Приключений Электроника».

Всю жизнь Николай Григорьевич мечтал сыграть Дон Кихота Ламанчского. Хотя сыграть эту роль ему так и не удалось, Гринько все-таки примерил на себя образ героя Сервантеса, и тоже в детском фильме, - «Приключения в городе, которого нет».

Умер Николай Гринько от лейкоза в возрасте 68 лет. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала