Рейтинг@Mail.ru
"Потерянный рай" Энтони Сво - РИА Новости, 09.04.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Потерянный рай" Энтони Сво

Читать ria.ru в
Сегодня его фотографии – хроника свежих новостей, завтра – документальные свидетельства, по которым можно будет изучать историю. В Москве открывается выставка знаменитого американского фотографа Энтони Сво под названием "Потерянный рай".

В Москве открывается выставка знаменитого американского фотографа Энтони Сво "Потерянный рай", представленная Московским Домом Фотографии в рамках Фотобиеннале-2010.

Сегодня его фотографии – хроника свежих новостей, завтра – документальные свидетельства, по которым можно будет изучать историю. Свой первый серьезный приз, Пулитцеровскую премию, Сво получил в 1984-м году за фотографии голодающих в Эфиопии, и с тех пор список полученных наград и посещенных стран растет безостановочно.

Работал Сво и в нашей стране: изменениям, коснувшихся России и стран Восточной Европы с момента падения Берлинской стены, Сво посвятил десять лет жизни. Сегодня же, по признанию фотографа, ему интереснее всего в Соединенных Штатах. О том, почему это так и что означает название привезенной на "Фотобиеннале" выставки Энтони Сво рассказал РИА Новости. Беседовала Тамара Бараненкова.

Америка

«Визитная карточка» выставки "Потерянный рай" – облетевший все новостные агентства снимок на тему финансового кризиса, за который в прошлом году Сво получил главный приз World Press Photo. На черно-белой фотографии, сделанной в Кливленде, изображен полицейский, который крадется по опустевшему дому: недавно его покинули не сумевшие выплатить ипотечный взнос жильцы, но со стороны все выглядит так, будто где-то поблизости могут скрываться опасные преступники…

Но финансовый кризис, говорит Сво, далеко не единственная тема экспозиции. Как-никак, представленные на выставке фотографии охватывают почти десятилетний период истории страны: здесь и трагедии вроде наводнения в Новом Орлеане, и повседневная жизнь рядовых американцев.  "Я начал работать в Соединенных Штатах в 2001-м году, во время инаугурации Джорджа Буша, - рассказывает Сво. – К тому моменту я не жил там двадцать лет. В это время Америка, пожалуй, была единственной мировой сверхдержавой: Советского Союза уже не существовало, и Россия находилась в полном хаосе после дефолта.  Буш был уверен - новый век будет веком Америки, она будет доминировать и в политическом, и экономическом плане. В моем понимании, чудовищный кризис, разразившийся в США в последние годы,  был спровоцирован двумя событиями того года – избранием Буша в президенты и трагедией 11 сентября".

Последовавшая за нею война в Ираке и стала одной из первых тем будущей выставки. 

"Первые новости из США я получал, будучи жителем Европы (тогда Сво жил во Франции – прим. Ред.) – вместе с европейцами я наблюдал, как правительство и средства массовой информации готовят людей к войне, - говорит фотограф. - Рассказывающий об оружии массового поражения Дональд Рамсфельд казался мне оттуда лунатиком, настоящим безумцем, несущим откровенную бессмыслицу. Но стоило мне приехать в Америку, как ситуация менялась: Рамсфельд словно терял большую часть своего безумства, и я видел, как люди вокруг действительно верят в то, что в сентябрьской трагедии повинен Ирак. Конечно, пропаганда играет большую роль в любой войне, но в Штатах она велась так неприкрыто, что это просто поражало".

Так родилась идея серии "Война дома" ("War at home"), которую Сво делал для журнала Time. Вместо того, чтобы отправиться снимать "очередную для себя войну", он решил остаться в Америке и наблюдать, как на нее реагируют соотечественники. Получилось что-то вроде социокультурного и политологического исследования: Сво снимал политиков и простых американцев, антивоенные демонстрации и митинги в поддержку американской армии, тех, кто был за Буша и тех, кто был против.  При этом, уверен Сво, его собственный взгляд на события в Ираке очевиден: "Репортажная съемка, конечно, предполагает, что фотограф показывает события объективно, но вовсе не показать свое мнение тоже невозможно. Я всегда считал войну в Ираке бессмысленной – и в моих фотографиях это, скорее всего, сквозит".

Оценка, которую фотограф дает всему десятилетию страны в целом, также однозначна – и красноречивее всего об этом говорит название выставки. С началом правления Буша страна начала стремительно терять свой международный авторитет и могущество, говорит Сво. Мировой финансовый кризис он называет «финальным аккордом» этого болезненного процесса. "Больше всего меня поразило то,  с какой скоростью ухудшалась экономическая ситуация, как за полгода страна, являющаяся сверхдержавой, растеряла все, что у нее было и оказалась на коленях. Количество людей, которые потеряли работу, жилье, средства к существованию, просто ужасает меня. И те изменения, которые начались в США с приходом Обамы, кажутся мне очень незначительными. Его предвыборная кампания была очень хорошо продумана, но я не уверен, что все эти лозунги имеют какое-то отношение к реальности".

Россия

В России Сво сегодня бывает  редко – с тех пор, когда он жил здесь, прошло десять лет. О впечатлениях от последнего визита (в преддверии выставки) фотограф говорит так: "Вернувшись сюда, я был потрясен произошедшими изменениями. Может, это лишь то, что лежит на поверхности – новые дома, кафе, рестораны, офисы, но разница между Россией той и сегодняшней поражает. Я не знаю, как изменилась политическая ситуация и не считаю возможным говорить об этом – изнутри все наверняка намного сложнее, нежели снаружи".  Но "советский", экзотический для западного глаза налет, со зданий современной Москвы совершенно исчез, говорит он. Летом город, пожалуй, смотрится даже лучше, чем Нью-Йорк.

"Те две недели, что я провел в России, оказались очень насыщенными. Я успел снять последствия терактов в московском метро и последовавшие за ними митинги - как проправительственные, так  и антиправительственные. Был рядом с Людмилой Алексеевой, когда она возлагала цветы на Парке культуры и когда на нее напали. Снять оба этих события – большая удача для фотографа".

Очевидно, что в случае со Сво важны не только (а может, не столько) талант фотографа, но и чутье аналитика и историка, который точно понимает "куда ветер дует" и не боится оказаться на месте событий первым. При взгляде на его фотографии в голову приходит мысль даже не о творчестве, а о страсти жизнеописателя, летописца, в руках которого оказалось не перо, а фотокамера.

Именно это чутье, очевидно, и привело Энтони Сво в Восточную Европу двадцать лет назад, когда вслед за Берлинской стеной стал рушиться "железный занавес". Он работал в Германии, Польше, Румынии, Словакии, Чехии, Болгарии и, конечно, России. Сво стал одним из тех фотографов, по чьим снимкам Запад судил о новом Востоке.

"Если мы и были настроены оптимистично относительно России, то только первое время. Тогда нам казалось, что мы можем изменить эту страну к лучшему и помочь людям. Но к концу моего пребывания здесь творился полный хаос: последние события, которые я снимал, – дефолт 1998-го года. Я видел, как страна переживает одно потрясение за другим и совершенно не представлял, куда все это может привести, - рассказывает Сво. – Сначала американцам казалось, что с изменениями политической системы последуют изменения и в экономике, но все это оказалось чистой воды теорией.  Что касается политической ситуации, то правительство Ельцина действовало совершенно иначе, нежели нынешнее – свободы было больше. Но вот экономике это совершенно не помогло".

Радостного на фотографиях, сделанных Сво в то время, мягко говоря, мало: путч 1993-года, война в Чечне, бандитские разборки, нищие пенсионеры, обшарпанные дома, серость и унылость. Плодом его десятилетней работы в Восточной Европе стала выставка "Падение стены", которую Сво показывал у нас в 2000-м году.

Теперь пришла очередь Америки – выставку «Потерянный рай» можно посетить в фонде культуры "Екатерина" с 10 апреля по 10 мая.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала