С.-ПЕТЕРБУРГ, 5 апр - РИА Новости. Фильм Владимира Хотиненко "Поп", вышедший в понедельник в широкий прокат, очень спорен как с исторической, так и с духовной точки зрения, сообщил РИА Новости протоиерей Георгий Митрофанов, специалист по истории русской православной церкви ХХ века.
Речь в фильме идет о деятельности Псковской православной миссии, возрождавшей церковную жизнь на оккупированной немцами северо-западной части СССР. Главного героя - отца Александра - сыграл Сергей Маковецкий, роль его супруги исполнила Нина Усатова. Премьера картины, еще до выхода в прокат успевшей получить премию "Лучезарный ангел", состоялась в храме Христа Спасителя в пасхальное воскресенье.
"В целом, фильм уязвим как с исторической, так и с духовной точки зрения, ибо историческая реальность представлена далеко не достоверно, а с духовной - мы не видим в главном герое прежде всего пастыря, проповедника, духовника, миссионера, просветителя, а видим его только в качестве агитатора и социального работника", - считает Митрофанов.
По его мнению, атмосфера, с самого начала образовавшаяся вокруг Псковской миссии, была вполне определенно антикоммунистической. "И никаких скрытых симпатий к Красной армии у подавляющего большинства миссионеров не было", - подчеркнул протоиерей.
По его словам, в достаточной степени искусственной выглядит и изображенная в фильме деревня на Псковщине, где разворачиваются основные события картины. "Достаточно посмотреть, как одеты молодые колхозницы в клубе: в городах так не во всяких ходили. Надо отдавать себе отчет, в каком ужасающем положении находилась накануне войны Псковщина", - сказал священник.
Вместе с тем, по его мнению, в фильме есть очень удачные эпизоды - например, беседа священнослужителя с еврейской девочкой, а потом ее крещение в момент вхождения немецких войск в латышскую деревню.
"Возрождение храма, пасхальный Крестный ход, - очень выразительная сцена. Мы видим этот Крестный ход, окруженный кольцом лающих собак, и на другом берегу реки - комиссара, накачивающего людей ненавистью к этому священнику и ко всему происходящему. Видим два кольца зла вокруг церкви - нацистское зло и коммунистическое зло", - заметил Митрофанов.
Но в целом, по его мнению, фильм получился очень противоречивый и неровный.
"Очень хорошо, что такой выдающийся режиссер обратился к такой теме, до недавнего времени запретной, но очень грустно, что полной свободы - как художественного творчества, так и стремления передать историческую достоверность, - этого стремления я там не почувствовал", - сказал протоиерей.
Вместе с тем, по его мнению, живая полемика об истории Великой Отечественной войны необходима и этот фильм открывает такую возможность.
"Мы слишком долго пребывали в единомыслии, которое отучило нас мыслить о чем-либо всерьез и переживать что-либо всерьез. Поэтому живая, искренняя и заинтересованная полемика будет нам только полезна. К сожалению, надо признать, что последним неразвенчанным мифом советской идеологии является миф о Второй мировой войне, как понимали ее коммунисты. И любой честный разговор о реальной Второй мировой войне, о тех ее сторонах, которые либо подвергались умолчанию, либо давались совершенно извращенно, может быть для нашего общества только полезен", - заключил он.
Полный текст интервью читайте в рубрике "Интервью".