Рейтинг@Mail.ru
Архипова была верстовым столбом на пути русского искусства - Золотов - РИА Новости, 11.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Архипова была верстовым столбом на пути русского искусства - Золотов

© РИА Новости | Перейти в медиабанкПевица Архипова в сцене из оперы Мусоргского "Хованщина". Архив
Певица Архипова в сцене из оперы Мусоргского Хованщина. Архив
Читать ria.ru в
"Я бы сказал, что главное слово для Архиповой - полноценная. Это была полноценная жизнь - и личности, и женщины, и художника", - сказал профессор, музыковед, заслуженный деятель искусств и член попечительского совета Большого театра Андрей Золотов. "Это выдающаяся русская женщина и выдающаяся русская певица мирового масштаба. Печаль наша велика", - заключил он.

МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Оперная певица Ирина Архипова, скончавшаяся в четверг в Москве на 86-м году жизни, создала целое направление в русской вокальной школе и русской певческой жизни, утверждает профессор, музыковед, заслуженный деятель искусств и член художественно-экспертного совета Большого театра Андрей Золотов.

"Ирина Константиновна - это верстовой столб на пути русского искусства во второй половине XX столетия, и одновременно художник, шагнувший в XXI век", - сказал он РИА Новости.

Золотов объяснил, что Архипова сыграла значительную роль не только как певица, но и как общественный деятель, основав вокальный конкурс имени Глинки, прославлявший русское пение, а также международный союз музыкальных деятелей.

"Однажды, когда мне пришлось сообщить великому русскому композитору Георгию Свиридову о кончине великого русского дирижера Евгения Мравинского, он долго молчал, а потом сказал: "Смерть снимает верстовые столбы". Вослед Свиридову, который был очень тесно связан с Архиповой - она много его пела, он ей аккомпанировал, мне доводилось бывать на их совместных репетициях, - я могу сказать, что когда в тот момент, когда узнаешь о кончине большого художника, открывается дорога и в воспоминания, и в будущее", - продолжил музыковед.

По его словам, в последние годы Архипова крайне редко появлялась на сцене, а если соглашалась выступать, то признавалась: "Петь - нетрудно, стоять на сцене трудно".

"Зато она часто приходила в концертные залы как слушатель, и вокруг нее всегда скапливались люди, чтобы взглянуть в ее мудрые, добрые и строгие глаза", - вспоминает Золотов.

"Я бы сказал, что главное слово для Архиповой - полноценная. Это была полноценная жизнь - и личности, и женщины, и художника", - отметил он.

"Все знают, что она архитектор по образованию, а впоследствии стала профессором Консерватории. Выпускников архитектурного института, ушедших в другие области искусства, много - и режиссер Данелия, и поэт Вознесенский. Неизвестно, какие здания возвела бы Ирина Константиновна, но она как архитектор построила свою жизнь и свое искусство в высокой классической мировой традиции", - объяснил собеседник агентства.

Он вспоминает Архипову как женщину очень серьезную и внимательную, как мощную личность и необыкновенно содержательную певицу.

"Ирина Константиновна была из числа самых больших русских содержательных певцов, ее голос наполнялся огромной внутренней мощью, а пение было одновременно содержательным и обаятельным", - отмечает Золотов.

"Это выдающаяся русская женщина и выдающаяся русская певица мирового масштаба. Печаль наша велика", - заключил он.

Архипова окончила Московский архитектурный институт (была автором ряда архитектурных проектов), а затем обучалась в Московской консерватории в классе вокала Л.Ф.Савранского. В 1956-1988 годах Архипова была солисткой московского Большого театра, где дебютировала в партии Кармен в одноименной опере Ж.Бизе (эта партия стала одной из лучших в ее репертуаре). Славу принесли ей также партии Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Азучены (Трубадур) в операх Верди, Любаши (Царская невеста Римского-Корсакова), Элен Безуховой (Война и мир Прокофьева), Марины Мнишек (Борис Годунов) и Марфы (Хованщина) в операх Мусоргского) и др. В течение ряда последующих лет Архипова была главным вокальным консультантом Большого театра.

В 1955 году началась ее гастрольная деятельность за рубежом, в 1975-ом Архипова дебютировала в театре "Ковент-Гарден" (Лондон) в партии Азучены. Выступала и как концертная певица (в камерном репертуаре свыше 800 произведений), в 1990-х годах организовала и исполнила цикл концертов "Антология русского романса". С 1976 года она преподавала в Московской консерватории (в 1982 получила звание профессора). Проводила мастер-классы в Финляндии, США, Польше и других странах.

В поддержку молодых талантов певица организовала фестивали и конкурсы "Ирина Архипова представляет...". В 1986 стала председателем центрального правления Всесоюзного музыкального общества, с 1991 - президентом созданного на основе общества Международного союза музыкальных деятелей. Президент фонда "Ирина Архипова", вице-президент и академик Международной академии творчества (Москва).

В 1966 певице присвоено звание народной артистки СССР, в 1984 - Героя социалистического труда. Среди других ее званий - народная артистка Киргизской ССР, народная артистка Республики Башкортостан, Maestro Dell'Arts (Республика Молдова). Имя "Архипова" в 1995 получила малая планета №4424. В 1996 Архиповой был присужден Всемирный приз искусств (учрежденный корпорацией "Маришен арт менеджмент интернешнл") - "Бриллиантовая лира" и титул "Богиня искусств".

Архипова - лауреат Ленинской премии (1978), премии и медали имени С.В.Рахманинова, была награждена ряд правительственных наград (три ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, Золотая звезда Героя Социалистического Труда).

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала