Рейтинг@Mail.ru
Исаак Шварц - композитор, которому не нужно было много слов - РИА Новости, 28.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Исаак Шварц - композитор, которому не нужно было много слов

Читать ria.ru в
Исаак Иосифович был автором симфонической, камерно-инструментальной музыки, однако именно работа в кино принесли ему признание и любовь миллионов зрителей. Киномелодии "Ваше благородие, госпожа Удача…" или "Кавалергардов век не долог…", "Любовь и разлука" сделали композитора прижизненным классиком.

Известнейший композитор Исаак Шварц скончался на 87-м году жизни в Санкт-Петербурге. Исаак Иосифович был автором симфонической, камерно-инструментальной музыки, однако именно работа в кино принесли ему признание и любовь миллионов зрителей. Киномелодии "Ваше благородие, госпожа Удача…" или "Кавалергардов век не долог…", "Любовь и разлука" сделали композитора прижизненным классиком.

"Для того чтобы материализовать душу фильма, нужно самому быть прекрасным душевно. Удивительно широкий человек, умный", - отмечал режиссер Сергей Соловьев, работавший с Исааком Шварцем над шестью картинами.

Кончина Исаака Шварца - невосполнимая потеря для всей отечественной музыкальной культуры, считает председатель правления Союза композиторов России Владислав Казенин. "Исаак Иосифович обладал удивительным мелодическим талантом, был автором, который, как никто другой, чувствовал эпоху, и мне, человеку, восхищавшемуся им многие годы, трудно говорить о нем в прошедшем времени", - отметил композитор в интервью "Вести.Ru".

Ученик Шостаковича

Исаак Шварц родился в украинском городе Ромны в семье филолога и школьной учительницы. С малых лет он был окружен музыкой. После переезда в Ленинград Исаак Шварц начал заниматься в Доме художественного воспитания детей (ДХВД) по классу рояля. А в 12 лет состоялось его первое выступление на концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии. Именно тогда юного пианиста заметил выдающийся музыкант Леонид Владимирович Николаев. Шварц начал брать у него уроки, однако вскоре их пришлось прервать - в 1937 году отца Исаака забрал НКВД.

Сам Шварц с матерью и сестрами был выслан в город Фрунзе. Там он познакомился с сестрой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, также находящейся в ссылке. В войну он не прекращал занятий и руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа, пишет gazeta.ru.

В 1945 году молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию. Преподавателем Шварца стал сам Дмитрий Шостакович. Именно в годы обучения в нем проявились все те качества, которые выделяли Шварца среди плеяды отечественных композиторов. Хотя первые его произведения были решены в классическом ключе, уже в них можно было угадать драматичности и эмоциональность, свойственные музыке Исаака Иосифовича.

В театре незаурядное чутье музыканта-драматурга раскрылось в полной мере. В конце 50-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова "Идиот" Достоевского и "Горе от ума" Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Горького. Шварц не боялся пробовать себя  в самых различных жанрах. Он был автором таких известных балетов как "Накануне", "Страна чудес".

В дуэте с Булатом Окуджавой

С симфонической музыкой, с которой Шварц начинал когда-то, он не расставался никогда. Но большая часть поклонников запомнила его именно как кинокомпозитора.

В 1962-м появился знаменитый фильм "Женя, Женечка и "катюша"" Владимира Мотыля. В работе над этой картиной Исаак Иосифович впервые стал соавтором Булата Окуджавы. Их первый совместный успех -  "Капли датского короля".

"Он очень любил Булата Окуджаву, который принял участие в создании сценария, даже писал песни на его тексты, - вспоминает Владимир Мотыль в интервью "РГ". - Так что они были знакомы и раньше, но сблизились именно в процесс работы над этой картиной".

По словам режиссера, способность Шварца проникать в замысел режиссера всегда казалась ему гениальной. "Интуиция эта была настолько богатой и безошибочной, что мне не нужно было много слов, - говорит Мотыль. - Ну, как я мог словами объяснить ему те чувства, которые мне были необходимы в фильме, и которые можно передать только музыкой! Ведь теперь представить себе "Белое солнце пустыни" или "Звезду пленительного счастья" без музыки Исаака Шварца, без его песенного и симфонического творчества - абсолютно невозможно. Кто-то точно сказал: где кончается слово - начинается музыка".

О необычайном таланте композитора говорил и Булат Окуджава. По его словам, только Шварц умел увидеть музыку в самом стихотворении, "ту единственную, которая существует для каждой строки". Вместе композитор и поэт написали 32 песни, ставшие сегодня действительно народными.

Исаак Иосифович успел поработать едва ли не со всеми лучшими отечественными режиссерами, став автором музыки более чем к сотне картин. Между тем, международное признание пришло к нему благодаря Акире Куросаве, который, собравшись снимать оскароносного "Дерсу Узала" обратился к Шварцу с просьбой написать музыку к кинофильму.

Чтобы послушать готовую работу Шварца, Куросава прилетел в Москву задолго до обозначенного срока. Однако композитор еще не закончил писать эту музыку. "И продолжал ее сочинять, даже когда они вдвоем шли от гостиницы "Мосфильма" к студии - вдруг останавливался: "Подождите, подождите! Не трогайте сейчас меня!". Ему нужно было не спугнуть зазвучавшую в нем мелодию. Было ощущение, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить", - вспоминает Владимир Мотыль.

Последние годы

Огромную роль в жизни и творчестве Исаака Иосифовича Шварца сыграла его супруга  - Антонина Владимировна Нагорная. "Это была удивительная пара, очень правильное сочетание двух прекрасных людей, - вспоминает Владимир Мотыль. - Она никогда не вмешивалась в  его творчество, но очень ему способствовала. Она прекрасно чувствовала музыку, и это был союз духовно близкий и трогательный".

Творческой гаванью композитора стал поселок Сиверский Ленинградской области. Именно сюда к Шварцу приезжали режиссеры и ученики, чтобы за чашкой чая услышать очередной шедевр маэстро.

В последние годы Исаак Иосифович не мелькал на экранах телевизоров, о нем почти ничего не было слышно. Некоторое время назад актриса Елена Камбурова договаривалась с ним о приезде съемочной группы, однако съемка так и не состоялась По ее словам, композитор серьезно болел и нуждался  в постоянных переливаниях крови. В воскресенье он под вечер прилег отдохнуть и умер во сне.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала