Рейтинг@Mail.ru
Выбор РИА Новости: главные события недели в культуре - РИА Новости, 25.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выбор РИА Новости: главные события недели в культуре

Читать ria.ru в
Неделя началась судами, а закончилась - отставкой: московские и не только московские клубы продолжили бороться за свое существование с пожарной инспекцией и даже понемногу стали ее одолевать, а вот Мстислав Запашный с руководством Росгосцирком не справился.

МОСКВА, 25 дек - РИА Новости. Неделя началась судами, а закончилась - отставкой: московские и не только московские клубы продолжили бороться за свое существование с пожарной инспекцией и даже понемногу стали ее одолевать, а вот Мстислав Запашный с руководством Росгосцирком не справился. Тем временем Борис Акунин шутя положил на лопатки Дэна Брауна, кинокритики погнались за "Волчком", Юрий Лужков выкорчевал из Пушкинского музея пятилистник, а питерское Законодательное собрание загнало противников "Охта центра" в тупик.

Падение с пирамиды

Знаменитый дрессировщик, представитель одной из старейших цирковых династий России Мстислав Запашный пополнил пространный список чиновников, которых министерство культуры отставило в этом году от должности. Мстислав Михайлович шесть лет руководил Росгосцирком - главной творческой и экономической организацией российского цирка. Многие директора цирков и артисты все это время втолковывали министерству, что Мстислав Михайлович, конечно, великий артист, но управленец из него никакой - российский цирк при его руководстве загибается экономически и творчески, а Запашный просто отказывается видеть и признавать этот очевидный факт. Вода камень точит: в конце концов в министерстве прислушались и сделали выводы. Не последнюю роль в увольнении Запашного, конечно же, сыграли обнародованные в марте на форуме циркового сайта копии актов проверки деятельности Росгосцирка за 2007 год (ее проводили Счетная палата и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориального управления Москвы). В этих актах зафиксированы грубые финансовые и юридические нарушения компании, которые уже в мае убедили министра культуры РФ Александра Авдеева, что Мстислав Запашный не справляется со своими обязанностями и все претензии к нему обоснованы. Глава ведомства уже тогда отметил, что руководитель Росгосцирка должен сделать для себя соответствующие выводы - но тот не отреагировал, и в результате, вместо того, чтобы красиво уйти с должности, как он ушел когда-то с манежа, вынужден был оставить пост в приказном порядке.

Жареный петух клюнул

В продолжение серьезных репрессий, которые обрушились на развлекательные заведения всей страны после пожара в пермской "Хромой лошади", премьер-министр РФ Владимир Путин подписал во вторник постановление, утверждающее требования к пожарной безопасности при использовании пиротехники. В частности, предполагается запретить любую пиротехнику в помещениях - хоть во время сценических представлений, хоть в ходе митингов. На это немедленно отреагировали концертные агентства, которые планируют привезти в Россию Rammstein и Metallica с их грандиозными пиротехническими шоу. Они предположили, что при необходимости, конечно, смогут убрать часть уникальных спецэффектов, но, по правде говоря, странно, что во всем мире подобные шоу проходят спокойно, а в России вызывают вопросы. Мы, получается, лучше или хуже?

Впрочем, проблемы с выступлениями имели место и у тех групп, которые не жгут фейерверков: в результате начатых по следам "Хромой лошади" проверок пожарного надзора оказалась приостановлена деятельность сотен клубов по всей стране. Накануне Нового года "Проект ОГИ", "Точку", "Китайского летчика Джао Да" и еще пару десятков заведений в судебном порядке закрыли на разные- от 30 до 90 дней. Эти процессы идут уже с позапрошлой недели, однако теперь появились счастливчики, умудрившиеся отделаться всего лишь штрафами - в частности, "Петрович" и IKRA. сроки Появилась надежда, что квота исчерпана, и сплясать на Новый год где-нибудь все-таки удастся, пусть даже поджигать бенгальские огни и запретят.

Впрочем, противопожарная инфекция распространяется самыми непредсказуемыми путями. Например, рождественскую ярмарку журнала "Большой город" вначале убрали со Страстного бульвара с глаз подальше, на Винзавод, а потом запретили и там.

Хит сезона

Новый роман Акунина про Фандорина - "Весь мир театр" - вышел 22 декабря. Никто не сомневался, что в первый же день книга станет бестселлером, но кто мог предвидеть, что наш Эраст Петрович сразу нокаутирует не менее знаменитого профессора Лэнгдона из новой книги Дэна Брауна "Утраченный символ", поступившей в продажу десятью днями раньше? Как только Фандорина выложили на полки магазинов, начался покупательский ажиотаж, который, между прочим, до сих пор не схлынул. Брауна тоже раскупают неплохо - свои бестселлеровские сотню проданных экземпляров в день он имеет, но роман Акунина продается по три, а где и по пять сотен книг в день. Рассудительный и хладнокровный Эраст Петрович в этой книге предстает перед читателем в новом амплуа - влюбленным и растерянным, и это в 55-то лет. Любовь делает его моложе, но сильно мешает работе, а распутывать ему приходится весьма серьезные преступления. Бонусом в книге идет пьеса, как бы сочиненная влюбленным Фандориным, чтобы покорить прекрасную актрису. Читателей такое предложение - "два в одном" - несомненно тоже радует.

Приспущенное знамя

В среду на 87-м году жизни скончался писатель-фронтовик Григорий Бакланов. Выражая соболезнования, в Союзе писателей Москвы подчеркнули, что он принадлежал к уходящему поколению литераторов, для которых правда, долг, совесть и творчество были превыше всего. Первые три свойства отменно проявились с 1986 по 1993 год, когда Бакланов возглавлял главный литературный журнал перестройки, "Знамя" (именно он опубликовал там булгаковское "Собачье сердце" и замятинское "Мы"). Сам Бакланов писал главным образом о войне: его прославили повести "Девять днея" и "Пять земли", а за "Навеки - девятнадцатилетних" ему дали Государственную премию СССР. По его сценариям сняли несколько фильмов, в том числе - "Был месяц май" и "Познавая белый свет".

Вавилонское охтотворение

На этой неделе петербургское Законодательное собрание отклонило идею референдума о строительстве башни "Охта центра", выдвинутую осенью инициативной группой граждан. Депутаты сослались на юридические тонкости: несогласие со строительством небоскреба подразумевает под собой отказ от финансовых обязательств Петербурга перед Газпромом, а такие вопросы на референдумах по закону решать нельзя.

Итак, впервые с начала охтинской эпопеи была озвучена главная проблема: она была очевидна, но никто из оппозиционеров ею толком не занимался. "Охта центр" - не столько архитектура, сколько деньги. И именно финансовый аспект в этой истории - самый важный. Сторонники небоскреба это понимали - и финансовая сторона дела была их главным козырем. Противники же строительства до сих пор денежную сторону проблемы опускали, концентрируясь именно на вопросах эстетических и историко-культурных. На претензии депутатов ЗАКСа противникам строительства сейчас попросту нечего ответить.

Так что можно сказать, что решение депутатов - это новый этап в битвах против небоскреба. Она перемещается из области культуры в область экономики. И тем самым ситуация становится еще более запутанной: война противников и сторонников теперь будет развиваться в двух плоскостях.

Царицыно против хай-тека

В реконструкции Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина наметился неожиданный, уж для его директора Ирины Антоновой точно, поворот. Много лет руководительница музея потратила на то, чтобы воплотить мечту основателя ГМИИ Ивана Цветаева и создать "музейский городок". Музей прирастал зданиями разных эпох и степени сохранности: по плану британского архитектора Нормана Фостера их следовало реконструировать, поместить в парк, соединить общим подземным пространством и разбавить хайтеком в виде нового депозитария и выставочного зала в форме пятилистника. Эта концепция встретила у Антоновой горячую поддержку - особенно ратовала она за пятилистник, где могли бы проходить выставки современного искусства, включающие в себя масштабные инсталляции и скульптуры. Федеральные власти, судя по всему, тоже были не против этой идеи - выделили денег, провели конкурс на осуществление первого этапа реконструкции, победителем которого стал Фостер в творческом тандеме с руководителем "Моспроекта-5" Сергеем Ткаченко.

И тут, на этапе подготовки к госэкспертизе, обнаружилось, что мэру Москвы Юрию Лужкову хай-тек в проекте категорически не нравится - теперь его предлагается заменить на нечто "более традиционное". Например, вместо пятилистника может появиться реплика путевого дворца Екатерины II, который когда-то стоял на этом месте. Естественно, что в таком контексте о полноценных выставках современного искусства говорить как-то даже неприлично - скорее следует вспомнить дворец Алексея Михайловича в Коломенском, где за 5,5 миллионов долларов устраивают слюдяные витражи, а стены обивают кожей с золотым тиснением.

Раздача слонов

Гильдия киноведов и кинокритиков раздала на этой неделе своих "Белых слонов". Главный приз "акулы пера" присудили фильму Василия Сигарева "Волчок", проявив редкое единодушие с жюри 20-го "Кинотавра", прошедшего в июне в Сочи.

Чего не скажешь про академиков, озвучивших на этой неделе список номинантов на премию "Золотой орел". В их списке лидеров - "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Анна Каренина" Сергея Соловьева, "Палата номер 6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя и "Царь" Павла Лунгина.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала