Рейтинг@Mail.ru
Путь Киры Муратовой из "подполья" в мэтры отечественного кино - РИА Новости, 05.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Путь Киры Муратовой из "подполья" в мэтры отечественного кино

Читать ria.ru в

5 ноября отмечает юбилей Кира Муратова, создательница таких культовых картин, как "Долгие проводы", "Чеховские мотивы", "Астенический синдром", "Короткие встречи". Накануне праздника Муратова поделилась своей мечтой - исчезнуть, чтобы остались только фильмы: "Мне не нравится, чтобы меня открывали, как консервную банку, и смотрели, что у меня внутри. Пускай будет загадка".

Возможно, именно поэтому об одном из лучших режиссер отечественного кинематографа известно так мало.

Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском городке Сороки в семье секретаря подпольного обкома коммунистической партии Румынии. После окончания школы сначала изучала филологию в МГУ им. Ломоносова, а затем поступила на режиссёрский факультет ВГИКа.

Кира Короткова училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Незадолго до защиты диплома вышла замуж за талантливого харьковского режиссера Александра Муратова. Молодожены получили комнату в общежитии, которая стала местом посиделок однокурсников.

Свой первый совместный фильм, короткометражку "У Крутого Яра", Александр и Кира  Муратовы сняли в 1962 году. А через два года на Одесской киностудии появилась новая работа супружеской пары - "Наш честный хлеб" с Дмитрием Милютенко в роли председателя колхоза Макара Задорожного, пишет rukh.hole.ru.

Критики тогда почти не заметили выхода фильма, а все похвалы отдали столичной картине "Председатель", вышедшей в то же время. Возможно потому, что "Наш честный хлеб" был "выращен" на провинциальной киностудии, да еще и дебютантами.

"Я снимаю для архива"

В 1967 году появилась самостоятельная работа Киры Муратовой - "Короткие встречи", которую она посвятила истории о том, как встретились и полюбили друг друга Она и Он. В фильме Его, бродягу-геолога, сыграл Владимир Высоцкий, Её, работника райсовета, сама Кира Муратова.

Фильм пролежал на полке до 1980 года. Такая же судьба постигла и "Долгие проводы", снятые в 1971 году. Оба фильма были абсолютным новшеством для советского кинематографа: без музыкального сопровождения и советской морали. Главным в них была проблема одиночества и выбора жизненного пути.

"Долгие проводы" были показаны столичной публике лишь однажды, благодаря усилиям преподавателя Муратовой Сергея Герасимова. Однако слава режиссера долгое время оставалась, что называется, подпольной.

"…В какой-то момент я даже решила так: ну и ладно, я для архива снимаю, - рассказывает Кира Муратова каналу "Культура". -  Во времена, когда все запрещали, я себе мечту такую сформулировала: мол, вам не нравится, что я кого-то развращаю или что-то искажаю, но вы мне только разрешите снимать дешевые фильмы и складывайте их в подвал. А подвал - это и есть полка. И меня это устраивало бы, только бы я снимала свои фильмы".

Муратовой приходилось работать то студийным библиотекарем, то хранителем в музее. К режиссуре она вернулась только в 1978 году. Тогда же и познакомилась со своим вторым мужем – живописцем Евгением Голубенко. Он стал постоянным художником фильмов Муратовой и соавтором сценариев. Одна из новелл Голубенко стала основой сюжета фильма "Два в одном".

Незвездный режиссер

Награды фестивалей и признание критиков настигли Муратову в конце 90-х. Фильм "Перемена участи", несколько злой, местами даже циничный, в 1987 году стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Большая премия" (1987) и лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Приз за режиссуру".

Один из своих самых известных фильмов "Астеничный синдром" Муратова поставила в 1990 году. В нем отразились все те признаки неповторимого стиля режиссера: необычные характеры, бесконечные повторы реплик, "высокое косноязычие" персонажей. Награды не заставили себя долго ждать: в том же году "Астеничный синдром" был удостоен Премии "Ника", а также специального приза Берлинского кинофестиваля.

"Астенический синдром" - точный медицинский термин, но после фильма Муратовой он стал звучать как социальный, потому что в картине нашел отражение общий кошмар нашего существования, "агрессия во время апатии"", - такую оценку фильму дал литературный критик Лев Анненский.

Один из творческих принципов Муратовой – не снимать в своих фильмах "звезд". Она находит своих актеров на улице, делая из них потом замечательных артистов.

"Так было и с моим мужем Сергеем Поповым, которого Муратова "взяла с улицы", - рассказывает известный режиссер Вера Сторожева, - а потом он стал постоянным участником ее картин, снялся в пяти фильмах Муратовой".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала