Рейтинг@Mail.ru
Мультипликаторы и "Союзмультфильм" не поделили права на Чебурашку - РИА Новости, 09.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Мультипликаторы и "Союзмультфильм" не поделили права на Чебурашку

Читать ria.ru в
Ряд знаменитых российских мультипликаторов выступают против контракта, заключенного ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" с компанией по производству игрушек-образов мультипликационных героев, поскольку считают, что права на них принадлежат им, а не фонду, который утверждает, что единственным правообладателем является киностудия.

МОСКВА, 9 окт - РИА Новости. Ряд знаменитых российских мультипликаторов выступают против контракта, заключенного ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" с компанией по производству игрушек-образов мультипликационных героев, поскольку считают, что права на них принадлежат им, а не фонду, который утверждает, что единственным правообладателем является киностудия.

Как рассказал РИА Новости художник Леонид Шварцман, создавший Крокодила Гену и Чебурашку, Варежку, Снежную королеву, Золотую антилопу и многих других, он и его коллеги, среди которых Эдуард Назаров, Владимир Зуйков, Юрий Норштейн, направили в "Фильмофонд" письмо, в котором выразили свою позицию к заключенному договору.

"Все эти фильмы, о которых идет речь, были сделаны в советские времена - до 93 года. И в 64 году было постановление об авторском праве всех людей, которые создавали фильм. Там было сказано, что на текст или на сценарий имеет право писатель и сценарист, на музыку - композитор, на изобразительное решение, и в том числе на персонажей, которых создавал художник, имеет право художник-постановщик и режиссер, что права на фильм имела киностудия, а на слагаемые этих фильмов - писатель, режиссер, художник", - пояснил Шварцман.

По мнению директора "Фильмофонда" Василия Шильникова, художники не верно трактуют ту самую 486-ю статью Гражданского кодекса РСФСР от 1964 года.

"Здесь даже спора никакого нет, потому что закон однозначно дает понимание того, чьи это права. Больше того, в марте этого года были два решения пленума Верховного суда и высшего арбитражного суда, где четко говорится, что авторское право на цельное произведение, фильм, принадлежит киностудии, включая персонаж", - сказал Шильников РИА Новости.

"Господа просто лукавят. Это статья не про них вообще, - сказал он. - Взять художников - они были штатными сотрудниками киностудии, и в плане служебного задания выполняли работу. В ходе этой работы рождались рисунки. По закону они автоматически становились собственностью киностудии, то есть здесь никакой двусмысленности быть не может. Даже если мы предположим, что кто-то из художников умудрился бы доказать, что отдельный рисунок он нарисовал у себя дома, до того, как устроился на "Союзмультфильм", это было бы невозможно. Все документы есть, есть ведомости, в которых они расписывались, получая зарплату. Даже если бы такое произошло, все равно он бы доказал бы свое право только на отдельный рисунок, которых при создании фильма было 20-30 тысяч на одном мультфильме".

Персонаж же, как подчеркнул директор "Фильмофонда", - это не рисунок, это собирательный образ, который состоит из изображения, из мимики, из голоса, из характера, из звука. "И он рождается в момент первой публикации фильма и является частью целого произведения, права на которое принадлежат киностудии", - добавил он.

"Представляете: вы находитесь у себя дома, к вам приходит человек и говорит, что 30 лет назад работал в строительном тресте каменщиком и эту кладку между вашей кухней и спальней клал он, а значит, это его спальня, выметайтесь отсюда. Такая же ситуация здесь происходит", - привел пример Шильников.

"И закон тут не поменялся. Это с 64-го года однозначно трактовалось, - продолжил он. - Другое дело, что, к сожалению, в 90-е годы сложилась такая практика при прежнем руководстве "Союзмультфильма" при невнимании Минкульта, невнимании государства, у которого не доходили руки до этого. Сейчас руки дошли. Закон не менялся, закон однозначно трактовал это всегда - где чьи права".

Он рассказал, что в те годы широко использовалась практика, когда права на одни и те же игрушки и персонажи давали разные авторы. На одном заводе выпускают игрушки, права на которые дал художник-постановщик, на другом - режиссер, на третьем - сценарист, которому вообще принадлежит только литературная основа и словесное описание героя. "Это маразм. И мы с этим маразмом сейчас будем заканчивать", - заключил он.

Шварцман сказал, что пока не знает, как дальше он и его коллеги будут бороться за свои права и какие предпримут дальнейшие действия.

Шильников, в свою очередь, также отметил, что никто из авторов еще в суд не обратился. "Мы же не обращаемся в суд, потому что нам это не надо, мы работаем. Мы ждем, пока кто-то обратится и попытается обосновать свою позицию. Но этого не происходит, наверное, они боятся. Понятно, что люди хотят зарабатывать деньги, как они это делали в начале 90-х годов. Но это деньги государственные, и государство их будет зарабатывать", - заключил он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала