Рейтинг@Mail.ru
Кого бы взяли третьим Штепсель и Тарапунька - РИА Новости, 02.06.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Кого бы взяли третьим Штепсель и Тарапунька

Читать ria.ru в

90 лет назад родился Юрий Тимошенко, больше известный советскому зрителю как Тарапунька. Весь Союз смеялся на русско-украинских выступлениях Штепселя и Тарапуньки - Березина и Тимошенко. Они были такими разными, но при этом искренне дружили: вместе окончили институт, вместе прошли войну, вместе выступали на эстраде, вместе стали народными артистами Украины.

Галкин и Мочалкин

Юрий (Георгий) Трофимович Тимошенко родился 2 июня 1919 года в Полтаве в семье школьных учителей, сообщает "Комсомольская правда"- Украина". В 1941 году вместе с другом и будущим напарником Ефимом Иосифовичем Березиным окончил институт.

 

 

 

"Мы с Ефимом одногодки, родились в 1919 году, - цитирует слова артиста портал "Херсон Инфо". - До войны учились в Киевском театральном институте. И уже тогда задумывались об эстрадной деятельности. Толчком стала встреча с режиссером, который на студенческом вечере, посмотрев наше выступление, предложил к выпуску подготовить интересный номер. Наше обозрение "Давайте не будем" попало на Всесоюзный конкурс артистов эстрады".

На конкурсе друзья заняли первое место. На сцене в Москве появились образы обычного сельского милиционера и театрального осветителя, который поучал милиционера - наивного, не замечающего недостатков.

В годы Великой Отечественной войны обоих артистов призвали в армию, они попали в одну часть. Но когда выдавалась свободная минута, смешили товарищей, разыгрывая различные сценки.

"Нас заметили и предложили перейти в армейский ансамбль песни и пляски. Тогда мы и создали образы, знакомые и близкие каждому солдату. Именно на фронте мы поняли, какое огромное значение имеет поэзия. Она поднимает дух, помогает разбить врага".

Правда, в Ансамбле песни и танца Юго-Западного фронта Тимошенко выступал в образе банщика Мочалкина, а Березин - в образе повара Галкина. От образов милиционера и осветителя друзьям пришлось отказаться из-за одного случая в Киеве.

Артисты часто ездили по госпиталям и возили с собой чемодан с костюмами, среди которых была и милицейская форма. Как пишет издание "Факты", однажды в Киеве по радио передали, что в город заброшены немецкие диверсанты, и многие из них одеты в милицейскую форму.

Артисты ехали в трамвае, когда их чемодан открылся, и из него вывалилась злополучная форма. Их окружили и повели в участок. К счастью, в милиции актеров узнали и отпустили. Но осветителю и милиционеру с тех пор пришлось уйти со сцены, тогда-то им на смену и пришли "фронтовые" повар Галкин и банщик Мочалкин.

Штепсель и Тарапунька

После войны артисты продолжили совместные выступления, придумав в 1946 году новые образы. Юрий Тимошенко стал милиционером Тарапунькой, а Березин - монтером Штепселем. Под этими именами они и запомнились советским зрителям.

Кстати, Тарапунькой Юрия Тимошенко нарек советский режиссер Александр Довженко. Зная о том, что в Полтаве, недалеко от клуба, где любил бывать артист, протекала небольшая речушка Тарапунька, Довженко предложил ему взять название реки как псевдоним.

"Не правда ли, в этом слове есть что-то веселое и одновременно ласковое?" - говорил Юрий Тимошенко.

Несомненной находкой артистов был способ общения между Тарапунькой и Штепселем: Тарапунька говорил на украинском языке, а Штепсель - на русском. Сочетание двух языков придавало не только особый оттенок их выступлениям, оно давало артистам возможность использовать богатство юмора обоих народов и создавать особые комические моменты во время выступлений.

"Это наша задумка и служит она только средством раскрытия богатой культуры украинского и русского народов, - говорил Тимошенко. - У нас творческое содружество".

По этому поводу поэт Расул Гамзатов как-то пошутил: "Выступление Тарапуньки и Штепселя для меня - праздник дружбы народов", сообщает "Первый канал".

Артисты начали с интермедии парного конферанса, потом перешли к самостоятельным концертным номерам, а затем и к созданию эстрадных спектаклей: "Везли эстраду на декаду", "Ровно 20 с гаком", "Смеханический концерт", "От и до" и т. д.

Кроме того, популярный дуэт снял по собственным сценариям кинокомедии "Тарапунька и Штепсель под облаками" (1953), "Приключение с пиджаком Тарапуньки" (1955), "Штепсель женит Тарапуньку" (1957), "Ехали мы, ехали..." (1962).

В 1960 году оба артиста стали народными артистами Украинской ССР. Правда, по слухам, Березину звание давать не хотели, но Тимошенко якобы выдвинул ультиматум: "Или нам двоим, или никому".

А вот "народных" СССР они так и не получили. Два раза знаменитый дуэт подавал на присуждение звания, и каждый раз их документы непонятным образом терялись. Когда решили подавать в третий, Юрий Тимошенко категорически заявил: "Все, с нас хватит. Не хотим. У нас есть звания - Штепсель и Тарапунька…"

Тимошенко, Березин и Чарли Чаплин

О дружбе Тимошенко и Березина ходили легенды. Правда, однажды у них была крупная ссора - не сошлись по каким-то творческим вопросам. Тогда Ефима Березина пригласили поработать вторым режиссером в Театр имени Леси Украинки. Он прослужил там полтора года, но вернулся на эстраду снова выступать в дуэте.

При этом они были очень разные: Юрий Тимошенко - взрывным, непредсказуемы и увлекающимся.

"Он <…> мог за три месяца круглосуточной учебы выучить английский, мог, сор­вавшись среди ночи, отправиться к черту на рога за какой-нибудь редкой маркой, - цитирует слова сына артиста "Обозреватель". - Марки коллекционировал много лет, имел десятки альбомов, каталогов, наборы луп и пинцетов. Потом он к ним вдруг охла­дел, сгреб все альбомы и без сожаления продал какому-то частному коллекционе­ру: "У меня уже все марки Союза есть, так зачем они мне?"

Ефим Березин, наоборот, был спокойным, сдержанным и рассудительным, он избегал каких-либо авантюр.

"Он гасил все неприятности, которые мог учинить Тимошенко, - рассказывал "Фактам" писатель Александр Каневский, друживший с артистами больше 30 лет. - Как-то за день до правительственного концерта в Кремле Тимошенко, которому всегда была противна показуха, вырвал себе зуб, пришел с опухшей щекой и, конечно, сорвал выступление. На что Березин ему философски заметил: "Ну и дурак ты, Юра. На все концерты-то зубов не хватит…"

Тимошенко ненавидел национализм, высмеивал его и в повседневной жизни, и на эстраде. Одного киевского деятеля культуры, из которого сочился антисемитизм, публично обозвал "национальным по форме, дураком по содержанию", пишет "Еврейский Обозреватель" со ссылкой на слова Каневского.. В Москве на Декаде украинского искусства в фойе гостиницы за слово "жид" влепил оплеуху какому-то чиновнику.

Из-за несдержанности Тимошенко дуэту не разрешили поехать с концертами в Великобританию. Артисты прошли все инстанции, осталась последняя подпись - в ЦК. Чиновник, рассматривая их документы, воскликнул: "Как? Почему вы еще не в партии!" Тимошенко стал кричать: "Вы оскорбляете нас этим вопросом! Пока в вашей партии подлецы и приспособленцы, не смейте звать туда порядочных людей!" В Англию они так и не поехали, рассказала вдова Тимошенко в интервью "Труду".

Юрию Тимошенко была присуща рискованность. Когда он женился во второй раз, ему не дали отдельную квартиру в Киеве: мол, на всех жен квартир не накупишь. Артист вместе с женой уехал в Полтаву, объявив, что устроится на работу на родине, если ему выдадут там квартиру. Ему тут же выделили жилье в Киеве.

У Березина была потрясающая память, а Тимошенко трудно запоминал текст. Потому Березин учил диалоги за двоих: и когда Тарапунька вдруг начинал запинаться, Штепсель немедленно приходил на помощь: "Ты хочешь спросить…" и бойко проговаривал вопрос Тимошенко. "Да, да, именно это я и хотел спросить!" - с облегчением подтверждал тот, и Штепсель весело отвечал сам себе.

Штепсель и Тарапунька шутили не только со сцены, но и в жизни. Как-то в Ленинграде на декаде ис­кусств всех поселили в "Астории", а у Сергея Михалкова как раз был день рожденья. Он пожадничал и накрыл скромный стол в своем гостиничном номере, но ему несли такие шикарные подарки: кто-то - старинную картину, Тарапунька со Штепселем - напольные часы, кто-то - огромный фикус - и Михалков в ответ заказал в гостиничном буфете икры с выпивкой.

Наутро он пригласил плотника, чтобы запаковать все крупногабаритные подарки. Тут с визгом прибежала горничная: "Что вы делаете? Это картина из номера напротив, а часы -из номера Тарапуньки…

Дуэт просуществовал около 40 лет, пользуясь в СССР огромной популярностью. Артистам ежедневно приходили кипы писем, на некоторых из них было написано просто: "Москва. Кремль. Штепселю и Тарапуньке".

Как-то журналист спросил у Ефима Березина, кого бы они взяли к себе третьим. На что тот ответил: "Чарли Чаплина".

Отдельным планом

Тем не менее были у Юрия Тимошенко и отдельные от друга роли - он снялся в нескольких военно-драматических фильмах. В частности, сыграл репортера в фильме "Центр нападения" (1947), Костю Зайченко в "Падение Берлина" (1949), Кандыбу в "Калиновой роще" (1953), корреспондента в фильме "Судьба Марины" (1953), телеграфиста в ленте "Далеко от Москвы" (1953), Грищенко в "Зеленом фургоне" (1959).

В 1950 году за роль в фильме "Падение Берлина" Юрий Тимошенко получил Сталинскую премию. Он играл солдата, который водрузил на рейхстаг красное знамя. Когда Сталин смотрел кино, то расчувствовался и сказал: этому дать мою премию.

Юрий Тимошенко скончался 1 декабря 1986 года на 68-м году жизни во время гастролей в Ужгороде. Вскоре после смерти отца покончил собой его старший сын.

После смерти напарника Ефим Березин некоторое время выступал один. Потом ушел со сцены и вскоре уехал с женой к детям в Израиль. Он умер в Тель-Авиве в 2004 году.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала