МОСКВА, 13 фев - РИА Новости, Ольга Дедова. Известному русскому музыканту и поэту, основателю культовой рок-группы "Калинов мост" Дмитрию Ревякину в пятницу исполняется 45 лет.
Как считает рок-критик и один из организаторов знаменитого фестиваля в Подольске 1987 года Сергей Гурьев, который принимал участие в создании коллекционного издания к 20-летию "Калинова моста", Ревякин и основанная им команда выразили в своем творчестве "корневой славянский вектор".
"Это апофеоз русскости в российской рок-музыке, - сказал Гурьев РИА Новости. - Он стал основоположником корневого русского ощущения в российском роке. До него российский рок был русским только за счет русскоязычных текстов, тематик, а до таких высот ощущения Руси, на мой взгляд, больше никто не поднимался".
"Эх, занесли кони вороные"
Еще студентом в Новосибирске, в "гостеприимном электротехническом институте", Ревякин начал писать стихи, был ди-джеем в институтской дискотеке.
"Калинов Мост" он основал в 1986 году. Первые альбомы были записаны на основе концертов. К 1987-му появились "Надо было" и "Вольница", с которыми группа произвела фурор на знаменитом Подольском рок-фестивале - "советском Вудстоке", как называют его до сих пор, - который открыл многие знаменитые теперь коллективы.
По словам, Гурьева, выступление Ревякина и "Калинова моста" было одним из лучших в Подольске.
"Забыть этот концерт трудно - 13 сентября 87 года. Был большой наплыв народу и все с трудом входили - в 3,5-тсячеместный театр набивалось 5 тысяч человек. Они (группа) вышли на сцену. Он (Ревякин) был в синей рубахе - брюнет со смоляными волосами. Слева стоял басист Щенников, справа стоял гитарист Смоленцев, сзади сидел барабанщик Щеплыгин - золотой состав. Ревякин посмотрел таким гордым славянским взглядом на весь зал и твердо сказал - "Мы начинаем", - вспоминает рок-критик.
По его словам, выступление "Калинова моста" было первым в дневном концерте, и они фактически "похоронили очень милую казанскую группу "Холи", которая после них выступала".
Гурьев отметил, что Ревякин поразил зрителей - "все оцепенело смотрели на сцену". Он выходил с самокруткой на край сцены и гордо курил. Исполнил "Честное слово" ("В городе Париже") памяти Моррисона и, в числе прочих, композицию "Полоняне", где в строчку "Эх, занесли, кони вороные..." вставил обсценную лексику, органично вписавшуюся в ткань песни. В результате за одно ненормативное слово группа осталась без премий, хотя могла стать и дипломантом, и лауреатом.
"От снов до вдохновенья - целая вечность"
За более чем 20-летнюю деятельность Ревякина на поэтическим и музыкальном поприще его творчество менялось, в частности в последние годы он стал изучать библию.
Первые записи, сделанные "Калиновым мостом", по мнению Гурьева, обозначились "исполинской мощью в вокале, которая потом, уже к моменту первого студийного альбома ("Выворотень", 1990) ушла в более одухотворенный, нежный мелодизм".
Гурьев отметил, что первоначально музыка КМ была основана на американском ритм-энд-блюзе, "в эстетике The Doors, только без клавиш, - и вроде бы совершенно не славянская, но Ревякин пел так, что музыка становилась глубоко ядрено-российской".
"Например, первый альбом, который он записал в Новосибирске, "Калинов мост", основанный на концертных записях. Тогда много и хорошо записывалось с прекрасным звукорежиссером (Александром) Кирилловым по кличке "Мартин" - он сделал "Калинову мосту" отличный звук, где всего фактически четыре человека звучат очень могущественно - такой славянский эпос. Хотя он основан на американском ритм-энд-блюзе, но по сути - славянский эпос", - отметил рок-критик.
Потом, по словам Гурьева, Ревякин продолжил творчество "на более тонких, нежных, менее могучих уровнях".
С изменением мировоззрения Ревякина стали другими и некоторые песни. Так, например, если раньше он пел "Прикрой глаза на образа", то сейчас - "Открой глаза на образа", а в известной песне "Родная", на которую также снят клип, исчезли "инок да шаман", и появилась строка "Кто поставит крест на могилы на пне шаман".
"И я свирел в свою свирель"
Всего у "Калинова моста" более 20 альбомов, включая масштабное коллекционное издание. "Дарза", "Пояс Ульчи", "Улетай", "Иерусалим", "Катунь" - каждый альбом становился событием для поклонников, а владельцы винила КМ среди меломанов считаются счастливчиками.
Помимо работы с КМ, Ревякин занимался и сольным творчеством - в разное время вышли альбомы - в 1988-м "Всякие разные песни", "Обломилась доска", "Охта", в 1996-м "Все поле в цветах", в 1998-м "Обряд", в 2007-м "Жатва".
Также он издал и книгу стихов - "Гнев Совы", куда вошли стихотворения, написанные в начале 90-х, когда были записаны альбомы "Выворотень", "Узарень", "Дарза".
Гурьев отметил, что в поэтическом творчестве на Ревякина оказал влияние Велимир Хлебников, "так что в свое время архаические славянские корни русского языка он прочувствовал очень сильно".
Сейчас готовится к изданию книга, где собраны стихи более позднего периода - часть из них представлена в альбоме "Иерусалим" - "Ключи".
"В гон унеси в устье Лены"
Одни из последних альбомов КМ - "Ледяной походъ" (2007) и SWA (2006), название которому дал древний, огнеобразующий корень, означающий в переводе с санскрита "эго", "сущность".
К своему 20-летию, в 2006-м, легендарная сибирская группа преподнесла меломанам роскошный подарок - переиздание всех альбомов в коллекционном варианте, где, помимо полного собрания студийных песен, добавлены архивные записи и комментарии известных музыковедов и журналистов.
В ближайшем будущем КМ и Дмитрий Ревякин дадут большой концерт в питерском ДК Ленсовета. 21 февраля группа обещает представить "долгожданную большую программу" "Честное слово" - с "казацкой вольницей", тему которой так любит Ревякин, и "сибирской мощью".
Сейчас в составе группы, помимо Ревякина (акустическая гитара, вокал), Виктор Чаплыгин (барабаны, перкуссия), Александр "Анаксагор" Владыкин (клавиши, баян), Константин Ковачев (гитара), Андрей Баслык (бас-гитара).