Рейтинг@Mail.ru
Музеи должны стать важной частью образовательной политики России - РИА Новости, 28.01.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Музеи должны стать важной частью образовательной политики России

© Благотворительный фонд В. ПотанинаПроект Феерия света (Егорьевский историко-художественный музей, г. Егорьевск Московская обл.)
Проект Феерия света (Егорьевский историко-художественный музей, г. Егорьевск Московская обл.)
Читать ria.ru в
Российские музеи должны стать важной частью образовательной политики государства, считает исполнительный директор Благотворительного фонд В. Потанина, который проводит грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире", Наталья Самойленко.

МОСКВА, 28 янв - РИА Новости, Мария Ганиянц. Российские музеи должны стать важной частью образовательной политики государства, считает исполнительный директор Благотворительного фонд В. Потанина, который проводит грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире", Наталья Самойленко.

"Государство должно буквально давить на музеи, чтобы они открыли свои двери для молодежи и детей, включить экспозиции музеев в образовательные программы и материально мотивировать творческую мысль музейных работников", - рассказала в интервью РИА Новости Самойленко.

Активная поддержка государства, по ее мнению, поможет изжить две главные проблемы российских музеев и, прежде всего, тяжелое советское наследие, которое тормозит развитие этих учреждений культуры.

"В СССР сложилась система, когда большинство региональных музеев ориентировались на единые методички по организации выставочного пространства и создавались под одну гребенку. Например, половина российских художественных музеев хотели быть N-ским Эрмитажем, вместо того чтобы придумать оригинальную концепцию и подать собственные шедевры. В экспозиции таких музеев обязательно присутствуют пусть и плохие, но картины западноевропейских художников", - продолжила собеседница агентства.

Вторая проблема - это проблема музейных кадров. "Многие годы музейных работников практически держали на голодном пайке, и у молодежи нет стимула идти работать в музей. А если не будет творческих людей, то и ничего не будет", - сказала она.

Английский путь

Собеседница агентства привела как пример продуманной господдержки опыт Великобритании, где музеи рассматриваются как "важный инструмент для воспитания национального самосознания".

"В Великобритании все государственные музеи бесплатны для посетителей и находятся на госбюджете. Однако никакого застоя у английский музейщиков не наблюдается, так как финансирование напрямую зависит от посещаемости, которая строго контролируется. Впрочем, сами музеи также неплохо зарабатывают за счет оказания эксклюзивных услуг, продажи сувенирной продукции и книг, а также привозных выставок", - отметила она.

Самойленко продолжила, что в условиях экономического кризиса в мире идет проверка на прочность двух основных систем музейного устройства - негосударственной и государственной.

"Очевидно, что негосударственная система, ярким примером которой является система США, где 100% музеев финансируются за счет спонсорских средств, фондов и собственных заработков, сейчас будет переживать серьезные трудности. Спонсорская помощь, на которой они в значительной степени держатся, будет сокращаться в условиях кризиса", - отметила собеседница агентства.

По ее мнению, британский вариант, при котором сильная государственная поддержка сочетается с негосударственными формами заработков музеев, может стать для российских музеев неплохим ориентиром.

Перед конкурсом все равны

Конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире", который в 2009 году пройдет в шестой раз, по словам Самойленко, задуман, чтобы "дать музейным работникам возможность получить деньги на творческий эксперимент".

В конкурсе могут участвовать как государственные, так и частные музеи. К участию в нем не допускаются проекты тех музеев, которые не являются самостоятельными юридическими лицами: музеи при вузах, армейские музеи, музеи заводов.

По данным собеседницы агентства, ежегодно в рамках конкурса выявляется 20-25 победителей, каждый из которых получает грант.

Верхняя планка гранта для авторской номинации (в ней участвуют бывшие победители) - 1 миллион рублей, для других номинаций - потолок 700 тысяч рублей.

"Наш конкурс связан не решением вопросов финансирования текущей деятельности музеев, мы финансируем эксперименты. Поэтому в конкурсе участвуют как маленькие, так и крупные музеи, ведь в больших музеях найти возможность для экспериментального проекта ничуть не легче, чем в маленьком", - рассказала Самойленко.

Она отметила, что по-настоящему успешным считает не проект-победитель, а тот проект, "который меняет жизнь музея".

"Например, победитель конкурса 2007 года проект Фридландские ворота. Этот калининградский проект был связан с музеификацией старых Кенигсбергских ворот. В результате появился новый музей, который обрел юридический статус, а его посещаемость увеличилась на 100%", - добавила она.

Самойленко считает, что оптимальное количество заявок - 200-250 - "именно эта цифра позволяет соблюдать нормальную конкуренцию, дает участникам шанс выиграть".

Если заявка соответствует формальным требованиям, она попадает на экспертизу. Экспертный совет дает свои рекомендации, и, наконец, окончательное решение принимает жюри в составе директоров ведущих музеев, профессионалов в сфере музейного проектирования и других специалистов.

"Во избежание конфликта интересов, мы удаляем из жюри руководителей тех музеев, которые подают заявку на грант", - отметила Самойленко.

Для того чтобы уравнять "продвинутых участников" конкурса и тех, кто не владеет навыками оформления грантовых заявок, его создатели придумали двухэтапную структуру с обучающим семинаром.

"На первом этапе нас интересует идея, поэтому мы даем возможность пройти даже не очень подготовленным людям. Затем все победители первого этапа собираются на семинаре, его основу составляет работа с кейсами: анализ историй успеха, типичные ошибки и проблемные зоны проектной работы. В семинаре участвуют порядка 50 полуфиналистов, победителями становится половина из них", - пояснила она. После семинара соискатели дорабатывают свои заявки и вновь присылают их на суд жюри. Побеждают проекты, которые отличают не только яркость идеи, но и реалистичность воплощения.

По словам Самойленко, в 2009 году участники первого этапа впервые будут отобраны, "исходя из региональных квот, чтобы дать возможность музейщикам из всех регионов пройти обучающий семинар и продолжить участие в конкурсе". Правда в финале проекты будут оцениваться "без региональных скидок, по гамбургскому счету", подчеркивает она.

"Сложилось так, что из года в год некоторые регионы не могли пройти первый этап, а другие - Москва, Питер и Удмуртия, напротив, проходили расширенным составом", - добавила она.

Собеседница агентства выразила уверенность, что даже если в первый год музейный проект не побеждает, то "на второй год он может выстрелить".

Объявление полуфиналистов конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире 2009" состоится в марте.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала