Рейтинг@Mail.ru
Страницы из Чехова: рассказ, чуть не стоивший дуэли с Левитаном - РИА Новости, 15.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Страницы из Чехова: рассказ, чуть не стоивший дуэли с Левитаном

© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкКадр из фильма "Попрыгунья", 1955 год. Ольга Иванова - Целиковска, Дымов - С. Бондарчук.
Кадр из фильма Попрыгунья, 1955 год. Ольга Иванова - Целиковска, Дымов - С. Бондарчук.
Читать ria.ru в
Когда в 1892 году появился рассказ «Попрыгунья», многие москвичи узнали в главной героине художницу Софью Кувшинникову. Заговорили, что свою героиню Чехов списал с нее, а возлюбленного героини, художника Рябовского, - с Исаака Левитана. Левитана эти пересуды «задели за живое»: он обиделся на Чехова и несколько лет с ним не разговаривал.

Когда в 1892 году в двух номерах журнала "Север" появился рассказ «Попрыгунья», многие москвичи  узнали в главной героине художницу Софью Кувшинникову. Заговорили, что свою героиню Чехов списал с Кувшинниковой, муж которой тоже был доктором, правда, не талантливым врачом-ученым, как Дымов, а простым полицейским врачом. А возлюбленного героини,  художника Рябовского, - с Исаака Левитана, у которого действительно был роман с Кувшинниковой.
В одном из писем Чехов писал «…одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи»… и меня вся Москва обвиняет в пасквиле».
Чехова очень огорчали эти пересуды, тем более что сам он утверждал, что не имел намерения проводить подобные параллели, а уж тем более не пытался задеть или как-то обидеть ни Кувшинникову, ни Левитана, с которым его связывали дружеские отношения.
Левитана эти пересуды тоже «задели за живое». Он обиделся и несколько лет не разговаривал с Чеховым, и даже якобы хотел вызвать Чехова на дуэль.


Антон Чехов. Попрыгунья. (Отрывок)

В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега. Рядом с нею стоял Рябовский и говорил ей, что черные тени на воде — не тени, а сон, что в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного, хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием. Прошедшее пошло и не интересно, будущее ничтожно, а эта чудная, единственная в жизни ночь скоро кончится, сольется с вечностью — зачем же жить?

А Ольга Ивановна прислушивалась то к голосу Рябовского, то к тишине ночи и думала о том, что она бессмертна и никогда не умрет. Бирюзовый цвет воды, какого она раньше никогда не видала, небо, берега, черные тени и безотчетная радость, наполнявшая ее душу, говорили ей, что из нее выйдет великая художница и что где-то там за далью, за лунной ночью, в бесконечном пространстве ожидают ее успех, слава, любовь народа... Когда она, не мигая, долго смотрела вдаль, ей чудились толпы людей, огни, торжественные звуки музыки, крики восторга, сама она в белом платье и цветы, которые сыпались на нее со всех сторон. Думала она также о том, что рядом с нею, облокотившись о борт, стоит настоящий великий человек, гений, божий избранник... Всё, что он создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе. О тенях, вечерних тонах, о лунном блеске он говорит как-то особенно, своим языком, так что невольно чувствуется обаяние его власти над природой. Сам он очень красив, оригинален, и жизнь его, независимая, свободная, чуждая всего житейского, похожа на жизнь птицы.

— Становится свежо, — сказала Ольга Ивановна и вздрогнула.

Рябовский окутал ее в свой плащ и сказал печально:

— Я чувствую себя в вашей власти. Я раб. Зачем вы сегодня так обворожительны?

Он всё время глядел на нее, не отрываясь, и глаза его были страшны, и она боялась взглянуть на него.

— Я безумно люблю вас... — шептал он, дыша ей на щеку. — Скажите мне одно слово, и я не буду жить, брошу искусство... — бормотал он в сильном волнении. — Любите меня, любите...

— Не говорите так, — сказала Ольга Ивановна, закрывая глаза. — Это страшно. А Дымов?

— Что Дымов? Почему Дымов? Какое мне дело до Дымова? Волга, луна, красота, моя любовь, мой восторг, а никакого нет Дымова... Ах, я ничего не знаю... Не нужно мне прошлого, мне дайте одно мгновение... один миг!

У Ольги Ивановны забилось сердце. Она хотела думать о муже, но всё ее прошлое со свадьбой, с Дымовым и с вечеринками казалось ей маленьким, ничтожным, тусклым, ненужным и далеким-далеким... В самом деле: что Дымов? почему Дымов? какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?

«Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил, — думала она, закрывая лицо руками. — Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем возьму и погибну, возьму вот и погибну... Надо испытать всё в жизни. Боже, как жутко и как хорошо!»

— Ну что? Что? — бормотал художник, обнимая ее и жадно целуя руки, которыми она слабо пыталась отстранить его от себя. — Ты меня любишь? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь!

— Да, какая ночь! — прошептала она, глядя ему в глаза, блестящие от слез, потом быстро оглянулась, обняла его и крепко поцеловала в губы.

— К Кинешме подходим! — сказал кто-то на другой стороне палубы.

Послышались тяжелые шаги. Это проходил мимо человек из буфета.

— Послушайте, — сказала ему Ольга Ивановна, смеясь и плача от счастья, — принесите нам вина.

Художник, бледный от волнения, сел на скамью, посмотрел на Ольгу Ивановну обожающими, благодарными глазами, потом закрыл глаза исказал, томно улыбаясь:

— Я устал.

И прислонился головою к борту.

Источник: А. П. Чехов. Избранные сочинения. М.: «Художественная литература», 1988

<< Следующая страница                                          Предыдущая страница >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала