Рейтинг@Mail.ru
Россия рассчитывает на участие новых стран в "Киото-2" - РИА Новости, 07.08.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Россия рассчитывает на участие новых стран в "Киото-2"

Читать ria.ru в
"Это, в первую очередь, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Южная Корея и ЮАР. Без их усилий все действия развитых стран будут просто неэффективны. Россия хочет видеть эти страны в том или ином виде среди стран с обязательствами", - сказала Добролюбова.

АЗАУ (Кабардино-Балкария), 7 авг - РИА Новости, Ольга Второва. Новое международное соглашение в рамках Конвенции ООН об изменении климата, которое должно прийти на смену заканчивающемуся в 2012 году Киотскому протоколу, бесперспективно без участия ключевых развивающихся стран и США, сообщила в интервью РИА Новости эксперт Российского регионального экологического центра Юлия Добролюбова.

РФ рассчитывает, что этот вопрос удастся решить на переговорах в Копенгагене в декабре этого года, отметила эксперт, которая является член официальной делегации РФ на переговорах.

По данным Межправительственной группы экспертов для борьбы с изменением климата (МГЭИК), наблюдение последнего столетия показали, что человечеству необходимо снизить выброс парниковых газов. Несмотря на то, что эксперты сейчас не могут оценить, насколько существенен вклад человека в изменение климата на нашей планете, они называют достаточно конкретные цифры - нужно снизить глобальные выбросы на 50% к 2050 году. На переговорах по новому соглашению, так называемому "Киото-2", предстоит определить роль каждой страны в снижении глобальных выбросов.

"Главное ожидание России от этих переговоров - увидеть в новом соглашении новые страны. Имеется в виду, чтобы ключевые развивающиеся страны взяли на себя обязательства по снижению выбросов парниковых газов. Это, в первую очередь, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Южная Корея и ЮАР. Без их усилий все действия развитых стран будут просто неэффективны. Россия очень хочет видеть эти страны в том или ином виде среди стран с обязательствами. Какие у них будут обязательства - это другой вопрос", - сказала Добролюбова.

Вступивший в силу в 2005 году Киотский протокол не накладывал обязательства по снижению выбросов на развивающиеся страны. Этот документ был подписан большинством государств в 1997 году, однако вступил в силу только через восемь лет, после того, как его ратифицировала Россия. На момент принятия протокола развитые страны и страны с переходной экономикой взяли на себя обязательства снизить суммарный объем выбросов как минимум на 5% за период с 2008 по 2012 год по сравнению с уровнем 1990 года. Однако сейчас становится ясно, что экономики Китая, Индии, Бразилии, Южной Кореи и ЮАР существенно выросли за этот период, и на долю этих стран теперь приходится как минимум треть всех выбросов парниковых газов, отметила эксперт.

Киотский протокол по сути стал пилотным климатическим проектом ООН. Сейчас международное сообщество пришло к выводу, что у этого документа есть ряд недостатков и он не решает всех проблем. В том числе, одним из существенных минусов "Киото" - то, что его не ратифицировали США, хотя они активно разрабатывали этот документ. Вопрос участия Соединенных Штатов в новом соглашении пока остается открытым.

"Без США новое соглашение тоже не будет иметь эффекта. На их долю приходится примерно пятая часть всех выбросов. Соединенные Штаты стояли во главе Киотского протокола, они разработали схему торговли квотами, но так и не ратифицировали этот документ. Сейчас ситуация меняется. (Президент США) Барак Обама заявил о намерении активно участвовать в новых переговорах", - сказала Добролюбова.

По ее словам, важным переговорным моментом является также дата, с которой предполагается отсчитывать снижение выбросов. Для Киотского протокола базовым был принят 1990 год. По сравнению с этой точкой отсчета Россия значительно сократила выбросы, что было обусловлено экономическим упадком после распада СССР.

"Россия настаивает на том, чтобы базовым сохранялся 1990 год. Потому что сейчас многие страны выступают с инициативами перенести точку отсчета для целей сокращения выбросов на 2000, 2004 или текущий год. России это невыгодно в силу того, что после 1990 года было достигнуто значительное сокращение. И эта точка отсчета для России значительно выше даже текущих выбросов, примерно на треть", - отметила Добролюбова.

Это не единственный спорный вопрос, который предстоит обсудить на международных переговорах в Копенгагене. Сейчас эксперты ломают голову над тем, как включить в новую климатическую стратегию механизмы Киотского протокола, в том числе и систему торговли квотами на выбросы парниковых газов. Прямая торговля квотами предполагает, что страна, не исчерпавшая свой ресурс по выбросам, может продать квоты на них другому государству, превышающему взятые на себя обязательства по сокращению выбросов. На базе этого механизма вырос новый международный рынок. Однако выяснилось, что прямая торговля квотами между странами практически не дает совокупного снижения выбросов.

Существуют и другие экономические рычаги Киотского протокола. Например, механизм чистого развития, предполагающий, что страна, взявшая на себя обязательства в рамках "Киото", может осуществлять климатические проекты в странах, свободных от таких обязательств. Достигнутое в результате реализации этих проектов сокращение выбросов зачитывается странам-инвесторам. Другой механизм - механизм совместного осуществления - предполагает подобный обмен между странами, взявшими на себя обязательства в рамках "Киото".

"Принципиальный момент в переговорной позиции России - это сохранение механизмов, и в первую очередь, проектов совместного осуществления, действующих в рамках Киотского протокола. Среди стран, у которых есть обязательства, сейчас очень мало тех, кто может продать квоты. И есть опасения, что, если государства возьмут на себя жесткие обязательства в будущем соглашении, то таких стран будет еще меньше. И России хотелось бы сохранить этот механизм в том или ином виде", - сказала Добролюбова.

Россия как страна, обладающая огромными лесными ресурсами, также ставит вопрос о том, как будет учитываться в новом соглашении этот потенциал поглощения углекислого газа . "Россия настаивает, чтобы механизм стоков, действующий в Киотском протоколе, по-прежнему имел значение. Сейчас много говорится о тропических лесах. России хотелось бы, чтобы не недооценивалась роль северных лесов", - отметила эксперт.

До сих пор нет единого мнения о включении механизмов Киотского протокола в новый документ, добавила она.

"Подавляющее большинство экспертов и широкая общественность считают, что нужно кардинально новое соглашение, которое бы позволило вовлечь как можно большее количество стран в усилия по снижению выбросов. Также оно могло бы предусматривать новую дифференциацию стран, потому что та классификация стран на развитые и развивающиеся, которая было 20 лет назад, уже не отражает сегодняшних реалий. Скажем, Южную Корею уже никак нельзя отнести к развивающимся странам", - сказала Добролюбова.

По ее словам, ожидания большинства наталкиваются на неприятие ключевых развивающихся стран, которые не хотят брать на себя конкретные обязательства. "Эти страны сейчас в уникальной ситуации - они могут и дальше развивать свою экономику, не будучи чем-то связаны. Они вольны выбирать тот путь, который захотят. При этом они получают деньги от стран развитых, они получают технологии, они получают инвестиции через механизм чистого развития. Эти 78 стран входят в отдельную переговорную группу, их еще называют "группа 77 и Китай". Они настаивают на том, чтобы рассматривался Киотский протокол и его возможная модификация", - отметила эксперт.

По ее словам, задача переговорных сессий, которые будут предшествовать встрече в Копенгагене, состоит в том, чтобы найти решение, объединяющее две эти позиции. "Необходимо разработать некий протокол, который бы устраивал всех. Хотя, как известно, компромисс - это когда все немножко недовольны", - сказала Добролюбова.

Если на переговорах в Копенгагене эти позиции не удастся объединить и обязательства ключевых развивающихся стран так и не будут определены, итоги встречи можно будет считать провалом, считает эксперт.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала