Рейтинг@Mail.ru
Завещание Доктора Смерть, или Проститься с жизнью по-английски - РИА Новости, 09.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Завещание Доктора Смерть, или Проститься с жизнью по-английски

Читать ria.ru в

Кончина 83-летнего американца Джека Кеворкяна, известного как Доктор Смерть, вновь всколыхнула в мире вопрос права на смерть. Не берусь судить о личности почившего патологоанатома - был ли злодеем или героем этот странный замкнутый человек необычной профессии, в старомодных костюмах, не знавший любви, никогда не имевший ни жены, ни подруги. Но круг страданий, который обнажил изобретатель "машины смерти", более актуален для России и постсоветского пространства, нежели для США, где умирающим гарантирован безболезненный уход в мир иной.

"Сын часто кричал"

История украинского парня Влада Жуковского, болевшего неизлечимыми формами рака и в течение почти девяти лет терпевшего физические муки, которые то ли не хотели, то ли не могли облегчить люди в белых халатах, стала темой недавнего расследования международной правозащитной организации Human Rights Watch. Влад Жуковский был религиозным человеком, желающим умереть по всем канонам христианства. Больше боли он боялся только того, что вновь совершит попытку самоубийства в моменты, когда скорая смерть кажется сладким избавлением от страданий.

"В 2007 году у Влада начались постоянные острые боли, которые не удавалось снять общедоступными анальгетиками. Как говорит его мать, все эти годы не оставлявшая сына наедине с недугом, боль была настолько сильной, что сын часто кричал, иногда так громко, что соседи ругались", - говорится в расследовании.

Около 80% безнадежно больных проходят через подобное, но на Украине нет гуманной системы облегчения мук, а наркотические препараты если и выписываются, то в ничтожных дозах, не утоляющих боль. В стране 650 хосписных коек при полумиллионе человек в год, которые испытывают предсмертные страдания.

Human Rights Watch считает, что в соседних странах - России и Белоруссии, положение умирающих не столь ужасающе из-за развивающейся системы хосписов.

Так ли?.. В сети появляются леденящие душу истории, как, например, рассказанная в ЖЖ доктором Самошкиным: "У меня недавно умер родственник. Парень 36 лет. Рак поджелудочной железы. Выявили уже в 4 стадии. Выписали из онкологии. Он умолял терапевта, ползая перед ней на коленях, выписать ему сильное обезболивание. В ответ получил рецепт на кеторал. Это произошло несколько дней назад в некотором городе некоторой области. Он ползал по ночам по квартире и выл так, что соседи колотили в стенку. В конце концов, он дополз до кухни и перерезал себе горло кухонным ножом".

В мае на международной конференции по вопросам паллиативной помощи в Нижнем Новгороде директор лондонского хосписа доктор Ричард Хиллер заявил, что в России, как и в Великобритании, проблема не решена. "Норма морфия, которая положена больному в сутки, часто бывает очень мала. Люди мучаются от нестерпимой боли, но дать им лекарства больше, чем положено, мы не можем", - процитировало британца НИА "Нижний Новгород".

По данным Всемирной организации здравоохранения, даже в США, где нет лимита на введение обезболивающих, около 30% пожилых умирающих испытывают боли. Если пациенту за 85 лет, и он находится не в хосписе, а в доме престарелых, его жалобы на постоянные боли считаются нормой, и врачи редко прописывают морфины, утверждает ВОЗ. Что говорить о наших умирающих в российской глубинке стариках, где сельские фельдшеры и доступа-то не имеют к подобным препаратам. Какие там уколы шесть раз в сутки! Хотя в США морфины просто впрыскиваются под язык или наклеиваются на кожу в виде аппликации.

Круги ада

Православные российские священники, откликнувшиеся на кончину "доктора Смерть", отвергают идею эвтаназии как противоречающую нравственным и философским канонам. Испитая до дна чаша страданий видится как искупление, посланное свыше испытание.

Да, многие из нас готовы физически страдать - за веру ли, за идеалы, за родину, за принципы, за любовь, за путь в светлый рай, наконец. Но в чем суть терпения ниспосланных мучений тем, кто испытывает их годами не во имя чего-то, не сознательно и не как добровольный духовный выбор?

Надо понимать, что российская медицина еще долго не будет в состоянии обеспечить нам ни достойной жизни, ни достойной смерти. Появившееся недавно в СМИ сообщение о планируемом открытии первого на территории Свердловской области хосписа была подана в ключе "хороших новостей". Но в пилотном заведении будет всего 20-25 коек при населении области свыше 4 миллионов человек. По европейским нормам, это приемлемо лишь на 120 тысяч жителей.

Скандальные истории о том, как попадают в провинциальные хосписы при дефиците злополучных "койко-мест" и что происходит в подобных заведениях, обычно затухают в блогах и на страницах местных изданий. На деле же эти казенные заведения порой превращаются для пациентов в очередной круг ада.

Смерть Кеворкяна по дате почти совпала с эвтаназией его первой пациентки - 54-летней Дженет Эйдкинс в начале июня 1990 года, страдавшей болезнью Альцгеймера. Она осознавала, что ее ждет - процесс разрушения мозга, моральная деградация, мучительный для окружающих переход в стадию жизни растения, когда личность умирает раньше, чем физическое тело, когда человек уже не управляет никакими процессами. По мере развития медицины и общего старения населения болезнь будет прогрессировать, утверждают ученые. Для стран с развивающимися экономиками диагноз Альцгеймера нередко означает, что парализованный престарелый человек просто заживо сгнивает в собственных испражнениях.

На российско-германской конференции в Новосибирске замглавврача медсанчасти № 168 Ольга Выговская рассказала, что более 80% пациентов их первого частного хосписа имели трофические язвы - то есть гнили от неподвижности и нечистот, хотя поступали не из приютов для престарелых, а из семей и даже больниц. Расценки здесь составляют две-три тысячи рублей в сутки, государственных хосписов в городе нет, сообщили местные "Ведомости" и ГТРК "Новосибирск". Иными словами, смерть легкая, как сон, не по карману среднему россиянину.

"Акт о достойной смерти"

В американские хосписы попадают даже те, у кого нет ни доллара на черный день, тем не менее Эйдкинс предпочла уйти из жизни человеком, а не физическим организмом. И это было понято всеми, кто ее любил, включая детей. Ее смерть подтолкнула несколько штатов США к легализации права на добровольное самоубийство с помощью врачей, а не кухонного ножа, не веревки, не прыжка вниз головой. Хотя парализованные не в состоянии сделать даже это. Штат Орегон, где жила первая пациентка Кеворкяна, принял "Акт о достойной смерти" - безнадежно больные получили право получить летальную дозу медикаментов, рассчитанную на уход без страданий.

По официальным данным, в прошлом году в рамках акта обратились 96 неизлечимо больных жителей, годом ранее таких было 95 человек. Не все они пошли на крайний шаг, но у них было право выбора и шанс в любой момент расстаться с невыносимой тяжестью бытия. Почти 60 страждущих ушли в мир иной с помощью предписанного укола - двадцать случаев на каждые 10 тысяч зарегистрированных кончин. Их средний возраст был 72 года, 93,8% объяснили свою просьбу о смертельной инъекции не болью, а тем, что лишились самостоятельности и радости жизни. Почти 80% предпочли смерть "утрате достоинства".

В США умирающих подключают к аппаратам поддержания жизни, что может длиться годами, даже если мозг уже не работает. Я знаю семью, где героически сражавшаяся с раком пожилая женщина, однажды возвращенная из комы, попросила своего старшего сына больше не мучить ее в этом мире. В свои далеко за 70 она носила красивые платья и прически, пользовалась губной помадой, была любима, хотела жить и умереть красиво. И ушла так, как хотела.

Моя подруга, муж которой и есть тот самый старший сын, после смерти свекрови поступила на работу в хоспис, но долго не продержалась - не смогла глядеть в глаза умирающим. После того, что она видела даже в респектабельных хосписах Массачусетса, она двумя руками за легальное право на смерть.

По легенде, "четыре зрелища" перевернули жизнь процветающего счастливого принца Сиддхарты Гаутамы, сделав его Буддой Шакьямуни - нищего, больного старика, разлагающегося мертвеца и отшельника. Поклон всем, кто облегчает уход в мир иной. Но если больше нет возможности сохранить лицо, хотелось бы уйти тихо и достойно, не обременяя самых дорогих. Не через окно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала