Рейтинг@Mail.ru
Потехе – время - РИА Новости, 07.01.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Потехе – время

Читать ria.ru в
На время зимних каникул политика, как правило, решительно исключается из телевизионного рациона. Информационные службы остаются на чеку и более или менее исправно поставляют нам в дома новости о потерпевших аварии самолетах, о рукопожатии Чавеса и Хиллари Клинтон, о ДТП под Ростовом, об успехах русских умельцев... Но на политическую рефлексию в эти дни объявлен строгий мораторий.

На время зимних каникул политика, как правило, решительно исключается из телевизионного рациона. Информационные службы остаются на чеку и более или менее исправно поставляют нам в дома новости о потерпевших аварии самолетах, о рукопожатии Чавеса и Хиллари Клинтон, о ДТП под Ростовом, об успехах русских умельцев, изготавливающих телеги с пятью колесами на каждой, о том, как Викиликс со следующего года начнет выкладывать распечатку мыслей глав государств во время саммитов.  Но на политическую рефлексию в эти дни объявлен строгий мораторий.

Мораторий так мораторий. Тем легче настроиться на философический лад и подумать о том же ТВ и о той же политике по отдельности и вкупе.

***
Общероссийские новогодние телекартинки – это все для релаксации, для расслабухи. Как интеллектуальной, так и политической. И нет здесь сколько-нибудь потаенного умысла со стороны начальства. На всех каналах – карнавал, слепленный из легких фильмов, попсовой музыки, попсовых медиа-персонажей. Исключение – канал "Культура". Но и он отправил свои разговорные шоу в краткосрочный отпуск.
Потеха, которой отпущен не час, которой отданы все 24 часа, местами приобрела резко выраженный эротический характер. Хотя казалось бы, куда резче и больше… И по будням эротики хватало.

Трудно навскидку припомнить, что нынче рекламируется без сексуального подтекста. Детские подгузники? Еще труднее представить, что могло бы быть успешно пропиарено без него. Разве что подгузники для стариков…

На телеэкране не все, но многое в эти дни и ночи живет в предчувствии и в предвкушении оргазма. Особенно стараются видеоклипы. На сцене поет Кокер – мужчина в возрасте. Молодой человек у себя в комнате ловит кайф и от Кокера (по телевизору), и от девушки, демонстрирующей артистичный стриптиз.

Предновогодняя программа Малахова "Пусть говорят" была задумана как патриотическая. В центре на красном диване – русская разведчица Анна Чапман, прославившаяся тем, что успешно провалилась, выполняя неизвестно какое задание Родины. Но еще больше – своей женской статью, запечатленной многочисленными фото-сессиями. На стать "девушки Бонда", "русской Маты-Хари" и советского Штирлица женского пола, прежде всего, и обратил внимание большой ценитель женских прелестей Андрей Малахов.

Конечно, затем ведущий, почувствовавший себя Бондом, поинтересовался кой-какими подробностями из ее героической жизни. Но она его решительно остановила заявлением, что никогда не признавалась и не признается в том, что там, в Америке занималась шпионской деятельностью. Тогда наш доморощенный "Бонд" зашел с другой стороны: как, мол, она отнеслась к человеку, который сдал ее и предал интересы Родины. Но и тут вышел облом. Она сказала такое, отчего бы Центр с Юстасом застрелились бы. Она сказала, что для нее важнее патриотизма принципы человечности. К тому же призналась, что за время жизни за океаном очень привязалась к американцам, чем несколько покоробила присутствовавшего в студии своего старшего коллегу разведчика-нелегала Михаила Любимова.

На этом патриотическая тематика программы была исчерпана, если не считать того, что  в финале Анна Чапман-Хари-Штирлиц-Исаев-Кущенко затянули вместе со всеми участниками шоу песенку "С чего начинается Родина".

А в остальном телеведущий ронял слюни по поводу частной жизни сексуальной разведчицы – первая любовь, первый поцелуй… Где тот счастливец, кого она одарила своим вниманием? А подать его сюда. Да, вот он входит в студию: с лайнера – на бал, чмоки-чмоки и обратно на лайнер.

На телеэкране все желтеет, независимо от времени года. И патриотизм – тоже. А иначе его не продашь. И ничего не продашь. Это мировой тренд, в чем я убедился почти нечаянно.

Сначала: когда посмотрел худфильм Софии Копполы "Где-то".

Потом: когда на открытии "Артдокфест" был представлен фильм Эрика Гандини "Видеократия".

Где-то утомленная славой и достатком мегазвезда заказывает в номер стриптиз, под который почти задремывает. В рамках рекламной  акции нового блокастера он должен принять участие в телевизионном шоу. Он восходит на сцену в окружении полуголых "велин" и сам становится объектом эротической подачи-продажи.

Не где-то, а в Италии предметом телевизионной эротической подачи-продажи делается премьер-министр Сильвио Берлускони, что и засвидетельствовала документальная лента "Видеократия", трейлер которой был запрещен к показу на подконтрольных главе правительства итальянских каналах. Он ведь не только премьер, но медиамагнат.

Старая погудка о том, что тот, кто контролирует телевидение, владеет страной, должна быть дополнена и несколько переосмыслена.
Одна ситуация, когда все институты власти ослаблены, атрофированы или декоративны, кроме высшей. Тогда уже не важно, как ты владеешь ТВ и как управляешься с ним. Можешь позволить себе тупую пропаганду. Можешь разбавить ее чем-нибудь эдаким… То есть сделать его слегка интеллектуальным, чуточку ироничным, разрешить классику… И т.д.

Другая ситуация, если в стране сильны и другие ветви власти – полиция, судебная система, прокуратура… Тут сам факт контролирования со стороны первого лица главных медиа-ресурсов не может гарантировать ему переизбрания.

Такова ситуация в современной Италии. Тем не менее, Берлускони удается оставаться на вершине власти уже довольно продолжительное время. И это несмотря на многочисленные коррупционные и сексуальные скандалы, связанные с его именем.

Фильм Гандини недвусмысленно отвечает на вопрос: почему? Да потому, что сексуальные скандалы Берлускони как политика не компрометируют, а украшают. В свою очередь, его телеканалы делают все, чтобы подтвердить его половую мощь в его уже не очень молодые годы. И этого в Италии, по крайней мере, довольно, чтобы витальный Берлускони снова и снова подтверждал свои претензии на административную власть.

Желтое телевидение должно быть еще желтее. Таков принцип современной посттоталитарной деспотии.

Что касается препон к показу фильма на Апеннинском полуострове, то, надо признать, что власти видеократа Берлускони он никак не угрожает. Несмотря на всю свою разоблачительность, несмотря на всю остроту его обличительности.

Более того, широко тиражированный, он опять же поспособствовал бы популярности неутомимого жизнелюба и женолюба Сильвио. Он и его видеотехнологии – пример для прочих амбициозных политиков и политтехнологов.

Отсюда естественно сделать вывод, что у автократии (не силовой) есть  вполне реальная перспектива в условиях тотальной демократии.
В видеократии Берлускони нет ни на йоту расизма, национализма, ксенофобии, классовой розни, какой-либо идеологии и просто политики. В ней одна видеотаблоидность, плюс сексуальная харизма автократа, на которую и призвано работать ТВ.

Рискну предположить: возможно, итальянский вариант автократии и есть будущее западной демократии? И нашей тоже?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала