Рейтинг@Mail.ru
О гастролях забудьте... - РИА Новости, 19.10.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

О гастролях забудьте...

© РИА НовостиГригорий Заславский
Григорий Заславский
Читать ria.ru в
На прошлой неделе в Госдуме говорили о театре, разговор затянулся на четыре часа. Речь зашла о гастролях театров по России и доступности театрального искусства для зрителя.

На прошлой неделе в Госдуме говорили о театре, разговор затянулся на четыре часа и я подумал: если кто станет пересказывать его, за важностью других тем, наверняка вырежет реплику Владимира Георгиевича Урина, директора Музыкального академического театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Сперва он парировал Вячеславу Митрофановичу Кущеву.

Кущев, член Комитета по культуре Госдумы, сам из Ростова-на-Дону, поведал печальную повесть о том, как после каждых гастролей их ростовского театра на "Золотую маску", два-три солиста остаются в Москве. Как каждый столичный режиссер, который приезжает работать в провинцию, уезжая, тоже прихватывает с собою одного или нескольких артистов. Воспитываешь их, воспитываешь, за руку выводишь на сцену и все, выходит, не для себя, – для ненасытной Москвы… И Кущев, по своему печальному опыту, предложил в театре, как в спорте ввести систему арендной платы: забрал артиста – заплати за него.

Владимир Урин честно на это ответил: платить не буду. Поскольку театр – учреждение государственное, деньги у него бюджетные. По 94-му закону надо объявлять тендер…

А дальше Урин рассказал о себе. "Я из Вятки, из Кирова, – начал он свой эпический рассказ, – в моем детстве я видел все лучшие театры страны, Москвы – в том числе".

Это правда: летом, многие помнят, в Москве играли театры со всего бывшего Советского Союза, в нынешнем театре "Новая опера", тогда Зеркальном, гастролировал каждое лето Ленинградский театр миниатюр Аркадия Райкина, товстоноговский БДТ приезжал с регулярными большими гастролями, – тогда потоки публики приходилось регулировать конной милицией…

Лично я этого уже не помню, но живы люди, которые помнят, их рассказам я верю. Но, может быть, еще важнее: московские театры летом тоже выезжали на гастроли, освобождая свои сцены для тех, кто приезжал играть свои спектакли в столицу. Сейчас летом, проходя мимо театров, иногда еще встречаешь в афишном окне объявление – "Театр выехал на гастроли". Но это – редкость, какой-то анахронизм. К тому же в этих гастролях – слишком много случайного, из них (или – на них?) вряд ли вырастет в нынешнем Кирове-Вятке будущий директор академического московского театра. Или будущий худрук – из Вятки в Москву приехал и Алексей Бородин, который руководит Российским академическим молодежным театром.

Не помню уже, кто именно мне рассказывал об этом, – в Министерстве культуры СССР был гастрольный отдел, и задолго до начала летнего сезона, директоров собирали и они, как Георгий Константинович Жуков с генералами перед началом генеральной битвы, склонялись над картой Родины, решая, какие силы куда направить… Урал, Дальний Восток, Средняя Азия… Вятка, разумеется!

Когда четыре года назад праздновали 250-летие профессионального театра в России, впервые запланированы были большие гастроли. Идея была – чтобы с одного конца страны с гастролями поехал Малый театр, а с другой – ему навстречу – петербургский Александринский. И встретились – на Урале или в Сибири. Ничего из этой затеи не вышло, денег не нашли. А жаль. Да не в жалости дело, – прав был Михаил Швыдкой, когда на тех же парламентских слушаниях, быть может, кому-то показалось, излишне высокопарно говорил о том, что государственная поддержка театрам необходима в первую очередь, чтобы публика смогла увидеть спектакли, речь о доступности театра и вообще культуры.

То есть о конституционных правах граждан, которого лишены, получается 95-97% населения России, если иметь в виду время от времени появляющиеся расчеты: театр посещает от 3 до 5% населения… Кто-то скажет: не посещают потому, что не хотят. Но вот я только что вернулся из Вышнего Волочка, в городе с населением в 52000 человек, так повезло им, имеется театр. Каждый вечер в нем – полный зал. Зрители выходят из зала – оставляют на тумбе свои замечания. Премьера держится в репертуаре два-три сезона, это значит, что каждый спектакль смотрит примерно 15-18 тысяч человек, что явно выше официальных данных о 3-5% активных театральных зрителей.

Я знаю, когда сокращался бюджет московских театров, первое, что урезали – дотацию на гастроли. В сытые годы столица доплачивала примерно половину расходов, которые театры просили на проведение гастролей. Затем уже стали сокращать постановочные и т.д. Мы говорим о едином культурном пространстве, правда – все реже, но одним телевизионным сигналом телеканала "Культура" его, это самое пространство, конечно, не соединить.

Нет, конечно, кое-что еще осталось. Скажем, петербургских актеров можно увидеть в Москве. Можно. Несколько раз в месяц играют "Квартет" Большого драматического театра имени Товстоногова, Алису Фрейндлих в паре с Олегом Басилашвили можно увидеть на той или другой московской сцене со спектаклем "Калифорнийская сюита" по пьесе Нила Саймона.

Но это – как говорится, не те гастроли. Это уже – особый вид антрепризы, вроде бы, делящей права на спектакль с БДТ, но цены на билеты – как раз такие, что требуют защиты, о которой говорил с парламентской трибуны Михаил Швыдкой. С рук – до десяти тысяч рублей за билет, в кассе – в кассе тоже недешево.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала