Рейтинг@Mail.ru
Там и пригодился - РИА Новости, 11.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Там и пригодился

Читать ria.ru в
Со вчерашнего дня у меня перед глазами стоит такая картина. В один из приятных летних дней на воду Москва-реки спускают огромный арт-плот из нанопластика. Сквозь прозрачное дно плота хорошо видно реку и водолазов, синхронно складывающихся в фигуры по ходу движения. На самом плоту стоит парилка, а в ней - симпатичные бородатые мужчины в войлочных шапках с символикой "Гаража" степенно обсуждают влияние искусства на формирование национальной идентичности.

Со вчерашнего дня у меня перед глазами стоит такая картина. В один из приятных летних дней на воду Москва-реки спускают огромный арт-плот из нанопластика. Сквозь прозрачное дно плота хорошо видно реку и водолазов, синхронно складывающихся в фигуры по ходу движения. На самом плоту стоит парилка, а в ней - симпатичные бородатые мужчины в войлочных шапках с символикой «Гаража» степенно обсуждают влияние искусства на формирование национальной идентичности.

Похоже на больную фантазию? Подождите! Оказавшемуся на плоту будут открываться чудесные картины. Вот с Лужнецкой набережной доносятся футбольные кричалки и тяжелая музыка. Это премьера масштабной хэви-метал оперы Кирилла Серебренникова о фанатских войнах - «Мясо!». Вот вдоль кремлевской стены установлены грозные осадные орудия Николая Полисского: художники собираются брать власть в свои руки. Вот над Коломенским парит красочно расшитый дирижабль. Это Ольга Солдатова собирается лететь к ВВЦ и там разбрасывать бисер над павильоном «Свиноводство». Да и не только набережная будет окультурена. Гостиницу «Москва», Военторг и весь ансамбль парка «Царицыно» укутают в гигантские пледы от Маши Цигаль. По всему городу будут разъезжать русские тройки, с которых члены арт-группы «Война» в косоворотках и ухарских фуражках будут с шутками да прибаутками торговать пирожками. В парке Горького вокруг фонтанов установят плазменные панели с записями десантников в фонтанах Европы - подарок городу от Билла Виолы. Ну и, наконец, на Красной площади пройдет основное мероприятие. Тысячам москвичей, собравшимся у проекционного экрана, покажут, как в прямом эфире поэт Вера Полозкова читает свои стихи заключенному Ходорковскому. А уже совсем ночью - салют и лаконичная речь мэра Москвы, который объявит Кремль территорией современного искусства - правительство к этому времени уже переедет в современное здание в районе Балашихи.

Нет, это даже не бред, а скорее антиутопия в духе Владимира Сорокина. Страшный сон, а может быть наоборот - мечта какого-нибудь художника-маргинала. Хотите увидеть ее в реальности? Поезжайте в будущем году в Турку - небольшой финский город-побратим нашего Санкт-Петербурга. Весь 2011 Турку будет одной из двух культурных столиц Европы. Второй столицей назначен Таллинн, о нем я, может быть, еще напишу. А в Турку мне совсем недавно довелось побывать, так сказать, с инспекцией и поэтому о программе, опубликованной вчера в сети и в бумажном виде, можно поговорить подробнее.

Культурная столица Европы - это такая любопытная инициатива ЕС, отдаленно напоминающая «Евровидение». Начиная с 1985-го, каждый год европейцы выбирают город, в котором на ближайшее время должна сосредоточиться культурная жизнь континента. Смысл происходящего, конечно, можно свести к суровому утверждению российского чиновника по поводу Рурской области - культурной столицы Европы этого года: «Шахты у них закрылись, они теперь культуру решили развивать». Верно, многие европейские страны в идеале желали бы вывести все вредное производство куда-нибудь подальше из страны, а дома сосредоточиться на экологичных и наукоемких областях, на дизайне и туризме. В Финляндии, собственно, так и поступили: даже главный национальный бренд - телефоны Nokia, как известно, собирают то ли в Индии, то ли в Румынии. Но дело не только в экономике - многим нетуристическим регионам Европы действительно есть что показать. И порой это, на наш снобский взгляд, провинциальное искусство выглядит убедительнее, чем иная биеннале.

К слову, у финнов нет никаких комплексов по поводу своего вклада в европейское искусство. Когда в Хельсинки я заметил билборд с рекламой выставки Ильи Глазунова, то, стараясь быть вежливым, признался сотруднице МИДа: «У нас в Москве вообще-то считают, что это - мусор». И получил прекрасный ответ тем же заговорщицким тоном: «У нас, вообще-то, тоже».

Говоря о Турку, готовящимся сейчас стать столицей, можно, конечно, вспомнить и о проблемах с местным судостроением, и о досаде властей на то, что город, расположенный в очень удобном месте, ощущает недостаток в туристах. Но то же самое можно сказать о многих европейских городах. Здесь нет ничего уникального и поэтому это так же не интересно, как и вечные разговоры о распиле средств, начинающихся с каждой очередной российской арт-премией.

Про Турку лучше сказать, что это небольшой старинный город, 130 тысяч жителей которого (из 180-ти тысяч!) планируют участвовать в программе культурной столицы. Не в смысле постоять на площади, глядя, как рвутся фейерверки, а влиться в тот или другой проект. Что бюджет мероприятия около 50 млн евро, и на эти деньги оргкомитет каждый из 365 день будет устраивать что-то новое. Что Турку находится в безумно красивом месте у впадения реки Аурайоки в Архипелаговое море: город окружен сотней малых и больших островов, которые тоже будут задействованы в программе.

Собственно программу можно посмотреть на сайте, и, признайте, она не так уж далека от моих москвоведческих фантазий. Но дизайнерские общедоступные сауны, плавучие или выполненные в виде огромных камер обскура; выставка Уорхола в местном соборе; вольная борьба под живую аккордеонную музыку, поэты читающие стихи в тюрьмах - это все не только смело и смешно, но и по-настоящему здорово и современно. Естественно, в туркуских мероприятиях будут заняты в основном местные художники (из наших будут питерцы АХЕ и московский проект «Аппаратус»), поэтому Серебренникова с Полисским мы там не увидим. Но вот это мне и симпатично в концепции культурных столиц больше всего: глобализация глобализацией, но все должно быть свое, домашнее. Это все-таки не «Евровидение», где все участники отличаются друг от друга разве что нарядами: и музыка какая-то усреднено европейская, и язык у всех английский.

Здесь же на нужды арта бросается все: население, пространство, история, даже вот национальное финское сокровище - сауна. Если на каком-нибудь крошечном острове в архипелаге стоит живописный маяк и больше ничего - значит там нужно устроить концерт меланхолических морских песен. Если в распоряжении города есть несколько эко-дизайнеров, работающих с керамикой - пусть украшают канализации. Даже молодая местная картошка, которые финны наивно считают уникальным явлением локальной кухни, вроде артишоков или улиток, как-то включена в глобальный арт-проект. Все идет в дело, все смешивается и приобретает новые качества. Церковь становится выставочной площадкой, сторожка лесника - концертным залом, футболисты - кураторами, пенсионеры - рокерами, чиновники - граффитчиками. А уж про конверсионные здания, отданные под культуру, вроде нашего «Винзавода», надо вообще говорить отдельно - Финляндия тут впереди всех.

Понятно, что-то похожее в той или иной форме мы видели и дома - в Москве, в Перми или Николо-Ленивце. Но то-то и здорово, что культурная столица Европы 2011 года - не многомиллионная Москва, а город размером с какой-нибудь Энгельс, с программой и бюджетом, которых у нас еще поискать.

И знаете, это ни секундочки не похоже на Нью-Васюки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала