Рейтинг@Mail.ru
На краю чужого гнезда - РИА Новости, 17.03.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На краю чужого гнезда

Читать ria.ru в
В польской прессе опять появился подзабытый термин - потерянное поколение. Речь идет о более чем двух миллионах поляков, выехавших на работу за рубеж после присоединения Польши к Евросоюзу в 2004 году. Для России опыт этих людей актуален, поскольку история показывает: в своих "стратегиях выживания" россияне следуют за поляками с временным лагом в 5-6 лет...

В польской прессе опять появился подзабытый термин - потерянное поколение. Речь идет о более чем двух миллионах поляков, выехавших на работу за рубеж после присоединения Польши к Евросоюзу в 2004 году. Для России опыт этих людей актуален, поскольку история показывает: в своих «стратегиях выживания» россияне следуют за поляками с временным лагом в 5-6 лет.

Не верите? Вспомните - в свое время в бывшем Советском Союзе сложился образ поляка-торгаша. Люди видели поляков, скупающих продукты питания и водку в тогдашней Литовской ССР или пытающихся выменивать ювелирные изделия у советских туристов. Потом, когда аналогичным поведением за рубежом прославились уже наши соотечественники, мало кто заметил связь между этими явлениями. Между тем она очень проста: в Польше на несколько лет раньше, чем в России, появились люди, занимающиеся «челночной» торговлей. Потом они в Польше чуть раньше, чем у нас, исчезли, придавленные глобализацией и европейской таможенной политикой. Если в России ученые стали массово выезжать за рубеж в начале девяностых годов, то Польшу эта беда настигла еще в семидесятые и восьмидесятые. Временной лаг есть, но, когда нужда брала за горло, поляки и русские бедовали свою беду почти одинаково - торговали на улицах и стадионах, превращались из инженеров и учителей в таксистов и уборщиц и, конечно, выезжали на работу за рубеж. Давайте присмотримся к тому, что сегодня происходит с нашими ближайшими этническими родственниками (поверьте, это так и есть!) к западу от Белоруссии.

Доступ к европейскому рынку труда был одной из главных приманок, использовавшихся бывшим президентом Квасьневским и либеральной прессой для того, чтобы убедить поляков проголосовать за вступление в Евросоюз в 2004 году. «Куда же нам еще вступать? В СНГ, что ли?» - демагогически отклонял любые вопросы и сомнения соотечественников Квасьневский. А либеральные газеты в 2004-2005 годах провожали молодежь в Англию и Ирландию, как советские газеты - комсомольцев на БАМ. Объясняли, какие бумаги надо заполнить, что с собой лучше взять, публиковали тесты по английскому. «Вот поедут, посмотрят, как живут нормальные люди, и не будут больше голосовать за Леппера!» - радостно говорил мне в те дни мой польский приятель. Для ясности: Анджей Леппер - это польский аналог нашего Жириновского.

И вот поехали, да так, что даже либералы-евроинтеграторы замолчали смущенно перед форменным опустошением страны. Поляки стали четвертой по размеру этнической группой в Великобритании - там сейчас живут 700 тысяч соотечественников Шопена. Аналогичная ситуация в Ирландии, нечто подобное может наметиться в Германии, которая откроет Польше свой рынок труда в 2011 году. По данным Кристины Иглицкой, профессора Института общественных исследований Варшавского университета, общее число работающих за рубежом польских граждан (в основном молодых людей) составляет около 2 млн человек, причем 70 процентов из них пребывают за границей более года. То есть речь идет уже не о сезонной работе, не об испытании себя, а о латентном состоянии подвешенности между двумя (а иногда и больше) странами.

«Выехало поколение демографического всплеска восьмидесятых годов. Многие уехавшие - жертвы жуткого несоответствия между польской образовательной системой и потребностями рынка. У нас было перепроизводство гуманитариев», - сообщает профессор Иглицкая в интервью «Газете Выборчей».

Чувствуете, что кроется за словами пани профессора? Уехали вчерашние студенты, которые должны были учить детей языкам тех самых «нормальных людей», о которых говорил мой польский друг, - английскому, французскому, немецкому. Уехали искусствоведы, историки, филологи. Сегодня они кладут плитку в сортирах ирландских пивных алкоголиков, а пресса от Ванкувера до Сиднея уверяет нас, что в этом-то и есть европейский выбор Польши, в этом-то и заключается ее освобождение от многолетнего российского ига и возвращение к своим цивилизационным корням. Кстати, чтобы было понятно: демографический всплеск восьмидесятых был вызван ситуацией «развитого социализма», когда лишенные экономической и политической свободы поляки обратились к семье и к костелу. Сегодня польская «правица» (представители правых партий) называет те годы потерянными для Польши. Что ж, на заработках в Западной Европе поляки знакомятся с современной «постхристианской» свободой: например, с мюнхенской интерпретацией оперы «Евгений Онегин», где гомосексуалист Онегин убивает любимого им Ленского из-за измены последнего ему, Онегину, с Ольгой. Все-таки не стоит забывать, что главная свобода - это свобода от греха. А в искусстве грех чаще всего выражается в пошлости.

Оказалось, что и за границей происходит тот же процесс, что и внутри Польши и постсоветской России, - пролетаризация интеллигенции, ее выброс на обочину общественной и экономической жизни. Оказалось, что растительная жизнь за рубежом затягивает в свою воронку почище наркомании или преступного мира. «Наши исследования на материале опроса более 500 работодателей показывают: вчерашние гастарбайтеры непривлекательны для польских фирм,- объясняет профессор Иглицкая. - Вряд ли их Curriculum Vitae (глобальную трудовую книжку) украсят записи о работе барменом или бэби-ситтером».

Вернувшись, гастарбайтеры вдруг обнаруживают, что их вовсе не ждут с цветами и приглашениями на менеджерские позиции; наоборот, предлагаемые зарплаты оказываются меньше, чем за границей. И они опять уезжают. Все идет по схеме: недоучился - уехал - вернулся в надежде стать банкиром или хотя бы высокооплачиваемым профессионалом - не получилось - уехал опять мыть посуду. И так без конца.

Либеральные газеты в Польше по этому поводу не очень огорчаются. Отмечают, что если бы все эти чертовы филологи вернулись, то они повисли бы мертвым грузом на госбюджете, да и безработица бы подскочила. А вот о том, что будет со страной, где детей и молодежь будут учить второсортные учителя, прогрессивно мыслящие издания почему-то не задумываются. Кому они нужны, эти гуманитарии? Нам нужна модернизация, интернетизация, компьютеризация, а они тут со своими книжками, понимаешь.

Если бы в число изучаемых этими либеральными журналистами предметов входила история (не краткое изложение разделов Польши агрессивными соседними державами, а большая история, со всеми ее противоречиями и разночтениями), они узнали бы, что нечто подобное и Польша, и Россия уже проходили. У нас были индустриализация, коллективизация и электрификация, но поскольку человеком за всеми этими «-ациями» было заняться недосуг, последствия вышли не самые лучшие. Для сложной техники нужен сложный человек. Но на сложного человека жадное современное общество тратиться не хочет.

Надеюсь, не трудно заметить, что все эти сомнения «гнилой интеллигенции» применимы как к Польше, так и к России. У нас ведь тоже много охотников и во власти, и в оппозиции искать решение всех проблем не в образовании и духовном окормлении народа, а в одних лишь технических новшествах или (еще проще) в завозе в страну готовеньких иностранных профессионалов. Так получается легче и проще. До последнего времени это было наиболее заметно в футболе и хоккее, но опыт той же Польши показывает: за спортом может пойти уже не только образование, но и строительство, медицина, финансы. Результат со спортом мы видели на недавней Олимпиаде в Ванкувере. Нет оснований думать, что в других областях он будет каким-то другим. Легкий путь - не всегда самый лучший.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала