Рейтинг@Mail.ru
Луи уполномочен заявить - РИА Новости, 18.09.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Луи уполномочен заявить

Читать ria.ru в
Не так много на телевизионном небосклоне событий, заслуживающих внимания, чтобы можно было не приметить показанное на минувшей неделе видеоэссе Антона Хрекова «Луи-Король» (НТВ). Во-первых, примечательна фигура героя. Его звали Виктор Луи. По паспорту: Виталий Евгеньевич Луи. В брежневско-андроповскую пору он считался журналистом-международником, слыл агентом КГБ, мог похвастаться коллекцией раритетных автомобилей и прославился несколькими закулисными подвигами на полях холодной войны.

Блог автора

Не так много на телевизионном небосклоне событий, заслуживающих внимания, чтобы можно было не приметить показанное  на минувшей неделе видеоэссе Антона Хрекова «Луи-Король» (НТВ).

Во-первых, примечательна фигура героя.

Его звали Виктор Луи. По паспорту: Виталий Евгеньевич Луи. В  брежневско-андроповскую пору он считался журналистом-международником, слыл агентом КГБ, мог похвастаться коллекцией раритетных автомобилей и прославился несколькими закулисными подвигами на полях холодной войны. (Провокационная публикация на Западе «Ракового корпуса», переправленные за кордон надиктованной книги опального Хрущева, обмен диссидента Буковского на чилийского генсека Корвалана, интервью с объявившим голодовку Сахаровым и т.д.).

Во-вторых, сам фильм сделан нестандартно: композиция повествования выстроена не линейно, то есть не хронологично, а – параллельно, как в художественном фильме. Одна линия, прочерченная пунктирно: жизнь за забором пыточной тюрьмы в Суханово. Другая –избыточная приключениями жизнь, прожитая в свое удовольствие и с комфортом.

В реальности обе жизни (до и после освобождения) последовательны, но на экране для пущей выразительности они – одновременны. Чтобы зритель, все-таки, не заплутался в сюжете, тюремные эпизоды даны чернобелыми, а воля – в цвете. Чтобы было еще занимательнее и живее, рассказчик в кадре Антон Хреков время от времени перевоплощается в своего героя: то он – зек в робе на нарах, то – джентльмен в тройке, в антикварном интерьере с бокалом качающейся на его дне светлокоричневой жидкости.

***
Он хорошо устроился при советской власти. Подле советской власти. Внутри организма советской власти. Не он один, разумеется. Но так, как он, бывший арестант, а затем – выездной во все концы Света, человек с неограниченными и вполне легальными финансовыми возможностями, человек, которому не надо было стесняться своего несметного богатства, никто, пожалуй.

Ему могли позавидовать и подпольный миллионер Корейко и свободный художник Остап Бендер. И, смею предположить, бабелевский Беня-король.

В советской стране у амбициозного интеллигента было несколько возможностей отмахнуться от коммунистической идеологии, как от надоедливой мухи, и возвыситься над коммунальным бытом.

Сделать карьеру крупного хозяйственника – раз. Два: высоко взлететь по партийно-государственной лестнице. Три – вступить на дипломатическую стезю. Четыре: получить признание в ранге большого мастера культуры, или великого ученого. Четыре (а): остаться небольшим мастером, но выбиться в ответственные функционеры, приглядывающими за большими мастерами.

Отдельная епархия – журналист-международник с пропагандистским уклоном. Хотя, строго говоря, без такого уклона журналистов-международников в то время не существовало.

Этой корпорации доступны были все блага мира. Одно было неудобство: писать приходилось не про то, что хотелось, не так, как хотелось, и не то, что думалось. Иначе говоря, приходилось раздваиваться. Раздвоившись, надо было что-то делать со своей инакомыслящей половиной. Либо удавить в зародыше, либо…
 Есть такое сильно действующее средство от раздвоения личности – цинизм. Но оно опасно побочными эффектами. Оно, в принципе, чревато психологическими травмами и душевными расстройствами. И особенно для людей талантливых.

Ветеран международной журналистики Мэллор Стуруа в интервью для фильма высказал предположение, что

Виктор Луи заключил договор с дьяволом.

Едва ли… А если и так, то, кто был дьяволом в этой ситуации? Запад? Советский режим? Оба?..

Думаю, что дело обстояло не столь романтично и демонично. 

Виктору Луи не надо было заключать договор с каким-либо дьяволом, поскольку душа его была свободна от сердечных привязанностей и идейных предпочтений. Ему без разницы было, что эти коммунистические цели, что те демократические ценности.

У него имелись основания возненавидеть режим, который доставил ему столько хлопот, но он к нему отнесся по-деловому. Он не стал с ним бороться, воевать, доставлять ему неприятности; он решил им воспользоваться.
Как попользовался им в свое время и себе во благо американский бизнесмен Хаммер. Разница была невелика: один сбывал на Запад художественные ценности, другой – инсайдерскую информацию в ограниченных и позволенных дозах. Они оба занимались легальной контрабандой. Как это ни парадоксально звучит.

Но Хаммер был иноземцем, а Луи – соотечественником.

***
Его биография темна, и она стала не намного яснее после фильма Антона Хрекова. В повествовании явно недостает документальных свидетельств, проливающих свет на годы пребывания Виталия Евгеньевича Луи в бериевском застенке, на его отношения с андроповским ведомством, на источники его баснословных доходов, на их механику. Не думаю, что по лености и по не любопытству автора. Скорее, по причине засекреченности соответствующего архива.

Впрочем, автор с некоторым основанием мог бы сказать: «Не очень-то и хотелось». Он, в конце концов, сосредоточился не на судьбе человека, и даже не на личности человека, а на феномене сожительства, соития двух полярностей, одна из которых – советский режим, а другая – отпетый буржуа Виктор Луи.
Это плодотворное сожительство иначе, как парадоксальным, и не назовешь. А сам Луи всего лишь - «парадоксов друг».

Как же «парадоксову другу» удалось при жестком контроле за всеми СМИ организовать что-то вроде частного информационного агентства,  работающего на хозрасчете и самоокупаемости? Он даже Кунцевкой пренебрегал и лечился за свой счет на Западе.

Понятно, что у конторы «Виктор Луи» и у монстров информации – ТАСС и АПН – были разные функции.

Понятно, что все три агентства не были конкурентами – слишком разные роли они исполняли.
Если тассовка носила строго официальный характер и имела двойную направленность – на внутреннего и на внешнего потребителя, то информашка от Виктор Луи адресовалась во вне страны, исключительно для заинтересованного западного читателя. А согражданами, слышавшими что-то  о нем, он воспринимался как иностранец.

Конечно же, в таком «агентстве» нуждался в первую очередь не лично Виталий Евгеньевич, а сам режим, железный занавес которому был надобен не менее, чем дырки в нем.
Луи как раз и являлся одной из них. Он был удобен во всех отношениях. Коллеги (как советские, так и зарубежные) не могли не считать его Штирлицем, то есть сотрудником КГБ – штатным, или внештатным – неважно. Иначе невозможно было объяснить его существование и сосуществование с режимом. Но не могли и не доверять его информации. (Опять пародокс). Последняя имела ценность независимо от степени своей достоверности.

Фокус был в том, что Виктор Луи был не столько агентом советской власти, сколько ее узаконенным конфидентом. Вот этот его статус и ценился по другую сторону железного занавеса. 
А едва общество откупорилось, надобность в информационном агентстве «Виктор Луи» сразу отпала. Причем, сразу по обе стороны границы. В этот момент у него появились основания возлюбить Советский Союз и его порядки, как самого себя.

В том и дело, что советский режим как закрытая система был обречен. Став открытой, он тут же затонул.
…Помирал Луи-король от рака печени, а умер он в 1992-м году на операционном столе от инфаркта.

***
Эпоха до конца, до дна не постигается через своих «типичных представителей». Она вернее и глубже, я думаю, понимается и истолковывается через парадоксальных персонажей.

Таких, как тот же Виктор Луи. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала