Рейтинг@Mail.ru
Голодомор на Кубани - РИА Новости, 28.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Голодомор на Кубани

Читать ria.ru в
Должна ли Россия нести юридическую ответственность за преступления Советского Союза? Должна ли она нести ответственность моральную и каяться перед бывшими республиками СССР? И почему я, правнук раскулаченных сердобских крестьян и разоренных оренбургских купцов, впадаю в тихое бешенство при заявлениях, подобных тому, что произнес 12 мая президент Украины Виктор Ющенко, выступая в Вильнюсе на открытии экспозиции, посвященной голоду 1932-1933 годов: "Украина делает и будет делать все для того, чтобы мир признал Голодомор актом геноцида против украинского народа"?..

Должна ли Россия нести юридическую ответственность за преступления Советского Союза? Должна ли она нести ответственность моральную и каяться перед бывшими республиками СССР? И почему я, правнук раскулаченных сердобских крестьян и разоренных оренбургских купцов, впадаю в тихое бешенство при заявлениях, подобных тому, что произнес 12 мая президент Украины Виктор Ющенко, выступая в Вильнюсе на открытии экспозиции, посвященной голоду 1932-1933 годов: "Украина делает и будет делать все для того, чтобы мир признал Голодомор актом геноцида против украинского народа"?

С юридической ответственностью со стороны России все просто. «При роспуске СССР лидеры вновь образующихся государств решили, что каждая бывшая союзная республика будет преемницей по правам и обязанностям СССР на своей территории, а некоторыми международными правами и обязанностями, например, ответственностью по долгам СССР и правом на собственность за рубежом, ядерным статусом и постоянным местом в Совете Безопасности ООН наделяется Россия, - объяснил мне известный юрист-международник Владимир Энтин. - Ответственности за сталинские преступления нет в этом перечне. Нельзя предъявлять иски к несуществующей стране».

С моралью как всегда сложнее.

В апреле этого года, вскоре после того, как тот же Ющенко обсуждал в Киеве голодомор с президентом Бушем, я побывал в Краснодаре. На витрине местного магазина - образ сегодняшнего края. Тут вам и собственная гордость, и экспансия московского капитала, и глобализация (город сегодня настолько пестрит бутиками и наружной рекламой импортных товаров, что напоминает скорее пасхальный кулич, чем суровый пограничный форт, каковым был Екатеринодар при основании в конце 18 века) и - в правом нижнем углу (см.фото) - местная патриархальность.

Голодомор на Кубани

Я много перемещался по городам и станицам Кубани в 1989 - 1991 годах. Вырываясь сюда из замученной политическими истериками и бесконечными очередями перестроечной Москвы, как будто попадал в другой мир: размеренный темп жизни, изобилие на столах, яркие краски южной природы. Но все же и тут солнце часто меркло в глазах: это когда пожилые люди начинали вспоминать голод начала 1930-х. У меня тогда сложилось ощущение, что в исторической памяти местных жителей он запечатлелся даже ярче, чем фашистская оккупация.

«Уже в 33-году стал падать народ. То там одын, то два, то пять, на улицы. Наша Партизанская вулыца, вона тоди ни як не называлась, там полностью семьи повымирали. Вот у Петренькив семеро дитей было, и свекр, и свекруха была, и мужик, и жинка, у них семеро дитей, и одна только Груня на совхоз выехала, и нихто не знае, дэ вона есть. А те все полностью помэрли, в хате лежали. Это страх, это нельзя рассказать», - это из воспоминаний руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко, опубликованного в свежем номере альманаха «Родная Кубань». Его издает в Краснодаре современный классик и певец кубанской старины писатель Виктор Лихоносов.

Вы обратили внимание на смешанную речь? В станицах и до сих пор встретишь мову - ведь край во второй половине 18 века был подарен Екатериной II запорожским казакам («Ночь перед рождеством» Гоголя как раз про это).

В 1921 году Ревком Кубани и Черноморья на запрос, на каком языке - русском или украинском - организовывать обучение в начальных классах, получил ответ из станицы Пашковской: «Видповидаемо, що украинцев в станице нема, але дуже багато хохлов». И хохлы эти, кстати, при царизме были государевыми конвойцами, т.е. службой личной охраны.

Вот и разберись, поди, кто они, кубанские жители: русские, украинцы, казаки?

Распространяется ли на них забота Ющенко? А на иногородних в этом крае? А на моих, повторюсь, раскулаченных сердобчан, что из Пензенской области? А о ком он печется на самой Украине? Только об этнических украинцах? Или обо всех людях, проживавших тогда на территории, в 1992 году ставшей независимым государством? А как насчет тех, кто пострадал в Поволжье и чьи потомки переехали жить на Украину? Или наоборот?

Абсурд и кощунство делить общую беду нашей общей истории по национальному признаку. Еще больший абсурд заставлять каяться за советские грехи Россию - ведь, в первую очередь, ее стремление к суверенитету и открыло путь к независимости остальным союзным республикам. Можно даже сказать, что в развал СССР она внесла такой же решающий вклад, как СССР - в разгром гитлеровской Германии.

Если же вам все-таки хочется национального подхода к истории, то я скажу так: за грехи Джугашвили получите с Саакашвили.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала