Рейтинг@Mail.ru
Почему не Иванов? - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему не Иванов?

Читать ria.ru в
Все, тайны и интриги нет. Имя, отчество и фамилию будущего президента России мы уже знаем. Знаем даже того, кто станет премьером нового правительства. Так что другим кандидатам на пост главы государства, уже зарегистрировавшимся в ЦИКе или не сумевшим это сделать, стоит посочувствовать. У них нет никаких шансов. Правда, не всем из претендентов на Кремль наше соболезнование требуется. Есть профессиональные кандидаты, вроде Зюганова и Жириновского, им важен не результат, а процесс... Не станем их осуждать...

 Блог автора

Все, тайны и интриги нет.

Имя, отчество и фамилию будущего президента России мы уже знаем. Знаем даже того, кто станет премьером нового правительства. Так что другим кандидатам на пост главы государства, уже зарегистрировавшимся в ЦИКе или не сумевшим это сделать, стоит посочувствовать. У них нет никаких шансов. Правда, не всем из претендентов на Кремль наше соболезнование требуется. Есть профессиональные кандидаты, вроде Зюганова и Жириновского, им важен не результат, а процесс... Не станем их осуждать.

Другой вопрос мучает меня, и я на него никак не найду ответа. Ни в выступлениях политиков, политологов, ни в заметках журналистов, пишущих на политическую тему. Даже намека на эту проблему нет. Словно, она и не имеет права на существование. А между тем, разобраться нужно. Хотя бы мне самому для себя. Кто мне объяснит, почему ведущие партии страны («Единая Россия», «Справедливая Россия», даже «Гражданская сила», что не прошла в парламент) выдвинули кандидатом в президенты Дмитрия Медведева, а не, в частности, Сергея Иванова? Ведь еще полгода-год, да и два года назад вопрос вроде был как бы предопределен. Сергея Борисовича, и на посту министра обороны, и при совмещении им должности министра и вице-премьера, а уж тем более назначенного первым вице-премьером, курирующим оборонку, все дружно, как в печати, так и между собой, называли не иначе, как «преемником номер раз».

Я об этом, кстати, писал в своей колонке «Шанс для Иванова» еще в ноябре 2005 года. Да и на заслушивании первого вице-премьера в Государственной Думе в феврале нынешнего года представители «Единой России»  открыто заявляли, что надеются, «что президентом России станете именно вы». Сергей Иванов в ответ только лучезарно улыбался своей фирменной, чуть холодноватой и отстраненной улыбкой. Что случилось? Почему выдвинули не его кандидатуру, а человека, который и моложе его по возрасту, и никак не связан ни с спецорганами, ни с военно-промышленным комплексом, который у нас в стране, как принято считать, сосредоточил в себе до 70 процентов ВВП и почти весь интеллектуальный потенциал?

Ведь те эпитеты, которыми сегодня награждают Дмитрия Медведева - «честный, порядочный, компетентный, настоящий профессионал и т.д.», в полной мере можно было бы отнести и к Сергею Иванову. Как и то, что Владимир Путин знает его и работает вместе семнадцать лет. Не знаю точно, сколько лет знает по совместной работе Путин Иванова, но только на нашей общей памяти не меньше десяти. А если вспомнить, что они учились в одном университете, работали и служили в одной организации, где все про всех знают или должны знать досконально, то... Не понятно, почему выбор сделан такой, а не другой?

Кто-то утверждает, что из-за борьбы «силовиков» и «либералов» внутри Кремлевской команды. Мол, нужно было продемонстрировать миру преемственность демократического курса развития, и это сыграло решающую роль. Может быть, может быть. Но не очень убедительно. В Кремле я давно не был, даже на экскурсии, за внутрикомандными разборками не слежу, если они не выплескиваются на страницы печати. Думаю, дело не только в этом. Или не столько в этом. Есть еще кое-что. Не исключено, в самом Сергее Иванове и в его окружении. Что?  

Понимаю, размышлять об этом очень не просто. Все равно, что сыпать соль на раны. Но понять это надо. Может быть, для того, чтобы сделать какие-то выводы не для кого-то, а для самого себя. Мы ведь анализируем сыгранный футбольный матч, театральную постановку, кинофильм, отмечаем их удачные и неудачные эпизоды, игру спортсменов, актеров, а так же сценарий и режиссуру. Но это не значит, что кто-то из нас завтра выбежит на поле и будет играть за хавбека или за вратаря, тем более не станет артистом или худруком. Правда, обсуждение спектакля, игры, фильма может нам помочь глубже понять, что и как происходит в этом не очень далеком - не очень близком от каждого публичном искусстве. Так и тут.

Вспоминаю трагическую историю с рядовым Андреем Сычевым. Министр обороны в тот день только вернулся с Габалы, перелетел из Баку в Ереван, устал, видимо, до чертиков. А тут к нему журналисты с нелепыми вопросами. А надо сказать, что среди газетчиков и представителей информагентств, что сопровождали в поездке Иванова, уже знали о  том, что произошло в Челябинске. Предупредили помощников министра, что его об этом обязательно спросят. Но те, видимо, не придали значения этому предупреждению и главу военного ведомства ни о чем не проинформировали. И когда по прилете в столицу Армении, Сергею Борисовичу задали ожидаемый вопрос про Сычева, он с присущей ему безаппеляционностью заявил: «ничего страшного не случилось. Иначе я бы знал». Какой шум поднялся в печати и в обществе после таких слов, напоминать не стоит.

Бросилось в глаза, как некоторые начальники пытались выгородить командиров сержанта, издевавшегося над рядовым, вплоть до генерала-начальника танкового училища, где произошло преступление, как подбирали адвокатов преступнику, пытались снять напряжение в обществе, что называется, «замылить» в глазах людей чудовищный случай... Замечу только, что в итоге - неспособность или неготовность министра (кому как больше нравится) побороть армейскую  «дедовщину» стала для него как бы политическим фоном всей его карьеры на посту главы военного ведомства. И этого уже было не исправить.

Сравните. Несколько месяцев назад такой же, как в Челябинске, даже более страшный случай произошел на ракетном полигоне в Плесецке. Там пьяный офицер и прапорщик забили до смерти солдата. Новый министр обороны тут же незамедлительно принял все необходимые меры. Начальник полигона и командир батальона, где служили выпивохи, были отстранены от должности и уволены из армии. Офицер и прапорщик, совершившие преступление, отправлены на скамью подсудимых и получили по заслугам, несмотря на то, что у одного из них оказался весьма уважаемый и заслуженный отец, служивший там же, под Архангельском.

Говорят, всякое сравнение хромает. Не буду с этим спорить. Но обратите внимание, никто нигде, ни в одном печатном или электронном издании не бросил камень в адрес нового министра обороны, не обвинил его в неумении и нежелании избавить армию от «дедовщине». Его имя вообще в связи с этой историей практически не упоминалось. Почему? Да потому что один министр на своем посту  занимался не столько работой, сколько демонстрацией политической значимости этой работы. А другой просто работает. Тихо и спокойно.  Максимально избегая публичности. Я не сказал, что это хорошо или что это плохо. Но факт остается фактом. Мы судим о людях не по их словам, а по их конкретным делам. 

С делами у «претендента на президентское кресло номер один» (так его величали в обществе, да и свита министра не возражала против таких слов) было не важно. Нет, было бы несправедливым не видеть, что в армии за семь лет его руководства министерством обороны ничего положительного не произошло. Произошло, но все как-то выборочно.

Вот, например, резко, в два-три раза увеличили оклады офицерам. Но не всем, а только тем, что проходят службу в центральном аппарате Министерства обороны. Остальные - командующие военными округами, флотами, армиями и флотилиями, дивизиями, полками, батальонами и кораблями и прочая-прочая -  остались как бы ни при чем. «Пробил» министр и президентскую программу «15+15», по которой выделено 30 млрд рублей для решения жилищной проблемы генералов и офицеров, проходящих службу в Москве, Санкт-Петербурге, столичных областях и Калининградской области. На эти деньги уже получено 18 500 квартир, 56 процентов очередников, проживающих и проходящих службу в пяти регионах страны, получили крышу над головой. А остальные? Там дела идут похуже. Очередь, несмотря на бодрые заверения того же бывшего главы военного ведомства, не уменьшается. Ипотека только-только начинает становиться на ноги. С ней много проблем.  В том числе и по цене. Ее цена, как и цена квадратного метра, что значится в сертификатах, что выдают на руки увольняемым в запас офицерам, не соответствуют рыночной стоимости квадратного метра жилья. Президент даже вынужден был публично назвать это положение «надувательством».

Конечно, тут ответственность за многолетнюю неблагополучную ситуацию с жильем для военнослужащих и членов их семей лежит не на одном Иванове. Но все же, все же, все же... За семь лет руководства военным ведомством, да и потом, совмещая эту должность с обязанностями вице-премьера, можно было бы добиться в решении этой проблемы гораздо большего. Не получилось. Как не получилось многое из того, что публично, перед телекамерами обещал президенту, парламенту и обществу министр обороны. По многим причинам, в том числе и по вполне объективным.

Помню август 2005 года. В кабинете президента министр обороны и начальник Генерального штаба, им уже стал Юрий Балуевский. Сергей Иванов докладывает об испытаниях оперативно-тактического комплекса «Искандер» и обещает, что первый дивизион этого комплекса поступит в войска к концу года. Первый дивизион «Искандера» пришел в Северо-Кавказский военный округ только в 2007 году. Сколько раз мы слышали из уст министра обороны, что в 2007-м в боевой строй ВМФ войдет новая атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий», вооруженная стратегической ракетой «Булава». В апреле нынешнего года АПЛ даже торжественно была выведена из цеха, как сообщалось, спущена на воду. На самом деле ее только «окунули» в шампанское. На воду крейсер не спущен до сих пор, у него в бортах еще зияют огромные «дыры», предназначенные для загрузки в корпус технологического оборудования. Нет пока и ракеты для «Долгорукого», она проходит непростые испытания, которые, как явствует даже из открытой печати, заканчиваются в последнее время не всегда успешно.

Похожая история происходит и с новым пассажирским лайнером Sukhoi SuperJet-100, который тоже с помпой, на телекамеры торжественно выкатили из цеха авиастроительного завода в Комсомольске-на-Амуре. Сергей Иванов обнимал переднюю стойку шасси и обещал, что самолет к концу 2007 года поднимется в воздух. Уже ясно, что это событие состоится не раньше будущего года. Когда именно, никто судить не берется. Есть чисто производственные проблемы, которые требуется решить. С испытанием двигателя, с поставками отдельных узлов и агрегатов...

И подобные примеры можно множить.

Вот и ГЛОНАСС, который нам тоже обещан первым вице-премьером, как когда-то к съезду партии или к очередному юбилею Октября, к концу 2007 года. На орбите будут восемнадцать спутников, заявил он на совещании у президента, а в магазинах - навигаторы-наладонники, которые будут дешевле импортных и  работать не как зарубежные, только от GPS, но и с нашим ГЛОНАСС и даже в перспективе с европейским Galileo, когда она войдет в строй. Мы с друзьями обзвонили кучу московских магазинов электроники, никто там в глаза не видел отечественных наладонников. К тому же выяснилось, что сильно отстает от космической составляющей наземная часть ГЛОНАСС. Станции приема сигналов со спутников и передачи их на  навигаторы. А без них вся эта система неработоспособна.

Президенту гарантировали, что его собаке ошейник с прибором, работающим от ГЛОНАСС, будет подарен только в июне 2008 года. Нам всем остается только подождать.

Еще раз хочу повторить. Нет персональной вины Сергея Иванова в том, что все эти обещания не стали реальными делами. Слишком серьезное это дело - руководство оборонно-промышленным комплексом, где давно выслужило свой срок основное технологическое оборудование, где потеряны целые поколения высокопрофессиональных мастеров, инженеров, конструкторов, где цены по материалы очень сильно опережают инфляцию, а поставщики комплектующих к финальной продукции не первый год, как сменили свой профиль, и выпускают сегодня не затратные чипы, а быстроокупаемый ширпотреб... Все так. Правда, об этих проблемах первый вице-премьер стал говорить только в последнее время, когда официальным преемником стал уже другой человек. До того, мы слышали только об оптимистичных перспективах ВПК. 

Спрашивается, зачем было постоянно выражать лучезарный оптимизм и уверять, что все будет хорошо, если хватает столь острых и, порой, непреодолимых проблем? Зачем нужно было политизировать и рекламировать тот процесс, который требует спокойной, напряженной и многотрудной работы не один и не два года, а десятилетие? Армия и «оборонка» слишком тяжелая ноша, чтобы можно было вытянуть их из прорыва за каких-то пару-тройку лет. Это комплексная, системная работа на годы. Требующая не пиара, а глубокого погружения в нее, даже где-то самопожертвования и постоянной борьбы. В том числе и с теми, кому и то, и другое - слишком дорогое излишество. Хотя они об этом уже давно не говорят вслух.

Думаю, многое тут зависело от команды Сергея Борисовича. Она сработала неважно. Короля, как известно, играет свита. А ей, наверное, очень хотелось получить быстрый и эффектный результат. Но и подбирает себе свиту не кто-то, а король. Кого хотел иметь возле себя, того и получил.

И еще бросилось в глаза. Когда выигрывала баскетбольная и футбольная команда ЦСКА, особенно когда они завоевывали европейские кубки, в телевизоре обязательно показывали ликующего министра обороны и вице-премьера. Он даже организовывал когда-то авиационный чартерный рейс на Лазурный берег, чтобы поболеть за любимую команду, возил туда фанов ЦСКА. Когда армейские футболисты стали проигрывать важнейшие матчи, ТВ Иванова почему-то уже не показывало...

Умение держать удар, проигрывать на глазах у посторонних, как и уметь элегантно побеждать, оставаться простым и доступным человеком в общении с простыми людьми, - без этого современного политика не бывает. Что там, «за бугром», что - у нас. Сергей Борисович - достаточно молод. На 2008-м свет клином не сошелся, будет 2012-й, 2016-й... Если захотеть, еще есть много шансов. Конечно, если он что-то постарается изменить в себе.

Жизнь - штука неожиданная и быстро меняющаяся.              

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала