Рейтинг@Mail.ru
Поговорим за "Ликвидацию" - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поговорим за "Ликвидацию"

Читать ria.ru в
Наши федеральные телеканалы стремительно приближаются к промежуточному финишу, коим является встреча Нового года. Именно рейтинги телеэфира в ночь с 31-го декабря на 1-ое января позволяют определить, какой из каналов на данном сезонном отрезке со щитом, какой на щите. Вульгарно и цинично выражаясь, через пару недель можно будет сказать, кто кого «сделал». Но в этом году можно и досрочно объявлять победителя. Он очевиден. Это Первый канал. Он сегодня набрал такой рейтинговый ход, что его уже не остановить. Если только притормозить

Блог автора

Наши федеральные телеканалы стремительно приближаются к промежуточному финишу, коим является встреча Нового года. Именно рейтинги телеэфира в ночь с 31-го декабря на 1-ое января позволяют определить,  какой из каналов на данном сезонном отрезке со щитом, какой на щите. Вульгарно и цинично выражаясь, через пару недель можно будет сказать, кто кого «сделал».

Но в этом году можно и досрочно объявлять победителя. Он очевиден. Это Первый канал. Он сегодня набрал такой рейтинговый ход, что его уже не остановить. Если только притормозить. Его триумф также предопределен, как была предрешена победа «ЕР» на последних думских выборах. Его отрыв от конкурентов столь же впечатляющ, как и преимущество «ЕР» над своими политическими соперниками.

Соперничество вещательных корпораций все больше напоминает межпартийную конкуренцию. В пору Первый канал переименовать в «Единую Россию". Телеканалу «Россия» - присвоить высокое звание  «Справедливая Россия». НТВ могло бы назваться ЛДПР, а РЕН ТВ - СПСом и «Яблоком» сразу.

Другое дело, что гигантское превосходство Первого было предопределено не административным ресурсом. И не личным рейтингом Константина Эрнста. Тут ключ к успеху лежал, прежде всего, в выборе руководством канала программной стратегии, которая собственно давно уже выбрана. Она состоит в наращивании развлекательной мускулатуры.

Впрочем, и весь-то прошлый сезон прошел под знаком ее накачивания. А в этом так вообще не было удержа уже в самом его начале: одновременно стартовали такие многобюджетные и долгоиграющие проекты, как «Минута славы», «Фабрика звезд-7» и «Ледниковый период». Первые два уже финишировали, третий это сделает в грядущую субботу, а в следующую пустится в путь еще один мегапроект -- «Две звезды-2» с Пугачевой и Галкиным у штурвала.

Что смогли противопоставить этому напору брызжущего веселья и отчаянной стабильности «Россия», СТС и НТВ? Кое-что. «Звезды на льду. Бархатный сезон» («Россия») - милое, но слишком, пожалуй, скоротечное шоу. «СТС зажигает суперзвезду" (СТС) и «Ты - суперстар» (НТВ). Каждый из этих проектов не без достоинств, но все-таки сильно уступающие Первому по размаху, по затратам и, конечно же, по пиару.

Фирменные страшилки НТВ «Программа Максимум", «Русские сенсации», «Ты не поверишь» и «Чистосердечное признание" помогли вещательной компании держаться на рейтинговом плаву и даже обойти «Россию», но не позволили приблизиться к лидеру.

Все это, однако, победы, одержанные Первым на уикендовской поляне. И в них нет ничего неожиданного. Сюрпризом стало то, что компания Эрнста в будние вечера предъявила зрителям сериалы, которые можно смотреть без отвращения и зубовного скрежета: «Капкан» с Александром Абдуловым, «Диверсант» с Владиславом Галкиным, «Личная жизнь доктора Селивановой» с Ольгой Будиной. Отдельная история - «Преступление и наказание» с когортой известных артистов - Елена Яковлева, Юрий Кузнецов, Андрей Панин, Александр Балуев, Сергей Бехтерев. Экранизация аккуратная, почтительная по отношению к классику, но без того нерва, без которого Достоевский - не Достоевский. Каналу она не принесла зрительского рейтинга, но зато поработала на его репутационный имидж, который в последние годы оказался сильно подмоченным в связи с неудачами компании на «сериальном фронте».      

НТВ на этом направлении нечем было крыть, кроме как разве несколькими рядовыми криминальными сериалами уровня «Улицы разбитых фонарей». «Россия» же для начала наступила на те же грабли, что и Первый - год назад.

Тогда «граблями» оказался «Тихий дон» - сериал о гражданской войне в экспортном обрамлении. Нынче - «Война и мир» -- исключительно импортный продукт. Обе статусные экранизации провалились как в глазах критики, так и во мнении народном, и уже забыты будто невнятные сновидения.

Катастрофически проваливая предновогодний эфир, «Россия» обратилась к своей палочке-выручалочке - к сериалу «Тайны следствия» с Анной Ковальчук. Иногда его показывали по три раза в сутки -  к завтраку, к ужину и на ночь глядя.

На ночь глядя, показывают его и до сих пор. Была у канала еще надежда на новый качественный сериал - «Службу доверия» с перворазрядными артистами  Евгенией Симоновой, Георгием Тараторкиным, Ингой Оболдиной, Марией Шукшиной, Михаилом Полицеймако. Но, увы, рейтинг доверия у этого интересного начинания оказался обидно низким. Скорее всего, потому, что время показа сериала было выбрано неудачным; он лоб в лоб  столкнулся с «Диверсантом» на Первом. Крепкий экшен про подвиги неуязвимых разведчиков взял верх над несуетным распутыванием психо-невролгических узелков на судьбах наших заурядных современников.

У «России» оставалась последняя неубиенная карта - 14-ти серийное повествование Сергея Урсуляка «Ликвидация», где снялась сразу толпа звездных артистов Владимир Машков, Михаил Пореченков, Светлана Крючкова, Полина Огуреева, Владимир Меньшов, Сергей Маковецкий. Прибавим к этому детективный сюжет-лабиринт, затем место действия - послевоенная Одесса с ее бабелевским колоритом, время действия 46-й год, когда впору было открывать фронт, но уже внутренний - против уголовников.

Плюс к этому главный герой, напоминающий в чем-то Жеглова Высоцкого, а чем-то Беню Крика, - Давид Маркович Гоцман, начальник одесского УГРО.

И еще один плюс - совершенно необычный в исполнении Меньшова маршал Победы Жуков, взявший только что фашистский Берлин и пасующий перед блатной Одессой.

Все вместе это должно было обеспечить «России» мощный рывок на вершину рейтинговой пирамиды и абсолютное доминирование в эфире на протяжении последнего месяца уходящего года.

Канал держал столь сильный козырь в загашнике до последнего момента. Он пережидал «Капкан»,  затем - «Диверсанта» и стартовал в самый неожиданный момент для конкурентов - воскресным вечером 2-го декабря в 21.00 по Москве, когда «ЕР» стала осмыслять свою победу и объяснять поражения своих политических соперников.

«Ликвидация» в тот вечер фактически, что называется «убрала» конкурирующие в эфире «фирмы» - доля была под 40%, а рейтинг - за 20%. Давид Гоцман назвал бы эти цифры «картиной в масле».

«Картина» успеха в последовавшие будние вечера оказалась не столь впечатляющей, хотя по-прежнему очевидной. Существенное снижение рейтинга специалисты связали с тем, что Первый канал выставил против «Ликвидации» довольно симпатичный мелодраматический сериал «Личная жизнь доктора Селивановой», который оттянул со второй кнопки значительную часть женской аудитории. Страна, таким образом, разделилась по половому признаку: «Россия» - «М», Первый - «Ж». 

Такое объяснение лишь отчасти верно. Самая же существенная причина в снижении интереса к сериалу в другом, как мне сдается.

 «Ликвидация» - создание многосоставное в смысловом отношении и в какой-то степени эстетское.

Детективная интрига, связанная с раскрытием псевдонима «Академик», - не стержень, не позвоночник  повествования, а всего лишь покров. Его хочется сдернуть, но не получается. Авторы умело удерживают, предлагая зрителю гадать и попутно доискиваться глубинного смысла того, что происходит на экране. А это уже работа души, интеллектуальный труд.

Многие указывают на сходство сериала Урсуляка с сериалом Говорухина «Место встречи изменить нельзя». По мне, так здесь не столько - сходство и повторение, сколько - полемика и отталкивание.

У Говорухина мотив противостояния Шарапова и Жеглова заявлен и брошен неразрешенным. Это ведь мотив время от времени вспухающего спора между Законом и Справедивостью. Зритель радуется благополучному исходу, и забывает прощальную реплику невинно арестованного интеллигента, предупредившего Шарапова, что Жеглов нехороший человек. 

В том фильме Шарапов и Жеглов отловили преступника Горбатого, и тем дело кончилось.

В этом - сердцевина конфликта притаилась, как мне кажется, много глубже. Она в сердце главного героя - Давида Гоцмана. И биться-то ему приходится не столько с загадочным «академиком», сколько с самим собой. Мало того, так еще и с маршалом Победы - Георгием Жуковым.

Чем дело кончится на сей раз, не берусь предсказать. Но исход коллизии тем более интересен, что она не чистая ретроспекция. Она имеет отношение к сегодняшнему дню. История ликвидации бандитизма в послевоенной Одессе, возможно, имеет некоторое отношение к истории борьбы с коррупцией в России постсоветской. Как метод. Как принцип. Как идеология.

***

У меня предчувствие, что на следующей неделе, когда наступит развязка «Ликвидации», рейтинг сериала снова взлетит на недосягаемую высоту, и тогда, может быть, я позволю себе вернуться к этому разговору.    

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала