Рейтинг@Mail.ru
В ружье, ваше высочество! - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В ружье, ваше высочество!

Читать ria.ru в
- Неужели это он? - тронул я за плечо англичанина впереди меня. - Неужели он сам, собственной персоной? В тот вечер я оказался в лондонском Национальном театре. В антракте вышел с чинной толпой в фойе позволить себе кофейку, встал в очередь, оглянулся вокруг... и обомлел. За столиком в углу резвилась стайка тинэйджеров. Причесанные мальчики, одинаковые костюмчики, одной расцветки галстуки. Из одного колледжа, значит. Культпоход у них, по-нашему говоря, значит. Но вот этот парнишка, его лицо... Где же я его видел? Где я видел эти ржаные, вольные пряди волос, этот румянец во всю щеку и, главное, вот эту склоненную голову и странный, застенчиво-дерзкий взгляд исподлобья?..

- Неужели это он? - тронул я за плечо англичанина впереди меня. - Неужели он сам, собственной персоной?

В тот вечер я оказался в лондонском Национальном театре. В антракте вышел с чинной толпой в фойе позволить себе кофейку, встал в очередь, оглянулся вокруг... и обомлел.

За столиком в углу резвилась стайка тинэйджеров. Причесанные мальчики,  одинаковые костюмчики, одной расцветки галстуки. Из одного колледжа, значит. Культпоход у них, по-нашему говоря, значит.

Но вот этот парнишка, его лицо... Где же я его видел? Где я видел эти ржаные, вольные пряди волос, этот румянец во всю щеку и, главное, вот эту склоненную голову и странный, застенчиво-дерзкий взгляд исподлобья?

Вдруг меня осенило. Да это же вылитая принцесса Диана, теперь уже покойница, мир праху ее. Это же яблоко, упавшее недалеко от яблони. В двух метрах от меня сидел юный принц Вильям, старший сын принцессы Дианы, будущий король Великобритании. Если, конечно, ничего плохого с ним в ближайшие полвека не стрясется.

В ту же секунду мне стал ясен смысл странной тишины, повисшей в обычно говорливом, смешливом театральном фойе. Здесь все узнали наследника престола. Но как истинные леди и джентльмены в упор его не видели. Если бы я был шпионом, вычислить меня в ту минуту было бы раз плюнуть: никто больше не разглядывал принца с таким интересом.

Будущий английский король еще ох как застенчив, доложу я вам. Вильям все время сползал со стула, как бы стараясь упрятать куда-то под столик 185 сантиметров своего недюжинного роста. Друзья обращались с ним и с нежной заботой, и в то же время с панибратской бравадой. Швырнули ему по столу баночку с мороженым, как хоккейную шайбу. Лови, Ваше Высочество!

Поймал, стал вкушать. И весьма забавно. Преподаватели застольного этикета нас такому не учили. Скорее преподаватели труда. Принц Вильям зажал десертную ложечку в кулаке левой руки, как столярную стамеску, и стесывал крем-брюле с орешками, стесывал его, миленького, тонкой, ломкой стружкой.

Если повторить эту технологию в каком-нибудь изысканном московском ресторане, то мэтр, боюсь, может и к порядку призвать. Живых принцев в наших ресторанах пока меньше, чем живых лобстеров.

Меня с принцем привлекла в лондонский театр, кажется, некоторая общность интересов. Пьеса была про армию и называлась «Неуставные отношения». Вильям тогда готовился поступать в престижную Королевскую военную академию Сэндхёрст. Соответственно, хотел, наверное, загодя узнать, тяжела ли ты, фуражка кадета. Как-никак ему вскоре предстояло отбарабанить шесть месяцев в военном мундире.

Меня тоже очень занимали неуставные отношения по-английски. Уже сегодня думается: а похожи они на те, что испытал на себе Андрей Сычев в Челябинском танковом, где его лишили разом и ног, и надежды стать отцом, или нет? Или все-таки капельку гуманнее? Сычев в те годы, ясное дело, числился еще в списках восьмого «Б», а не военкомата. Но в солдатских казармах матушки России стоял такой же стон, как и в наши дни. Только журналистские микрофоны его почему-то не улавливали, видеокамеры в сочном цвете не писали.

Хочу злорадно доложить: дедовщина в армии Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в густом наличии. Даже расцветает махровым цветом.

На протяжении двух актов пьесы зрители ужасались дикому, несовместимому с британским образом жизни безобразию. Представляете, в солдатских казармах царит жуткое классовое расслоение. Деды не берут в свою кампанию новобранца только потому, что он сынок крупного банкира. То есть тема важнейшая - излишек денег как препона солдатскому равенству.

Богатый мальчик им - о формах капитализации, о первичном размещении акций на фондовой бирже. А они, изверги, ему в ответ - полный молчок. Даже в неприличные дали не посылают. И что самое возмутительное, не берут его с собой в ночные вылазки за пивом в соседний паб. Нет, уважаемая публика, это ли не попрание прав человека грубым солдатским башмаком, которое русские так выразительно прозвали дедовщиной?

Заметно повеселевший Уильям выпорхнул со спектакля в сопровождение первых трех рядов амфитеатра. Если это была не охрана, то верные роялисты.

Все эти любезные сердцу картинки припомнились мне, когда в прошлый четверг новостные агентства обрушили на мир экзотическую новость. А именно:  британских войск в Ираке скоро станет на одну боевую единицу больше. Младший лейтенант Уэльс, больше известный британским народным массам как принц Гарри, идет на войну.

Сегодня в мире все вверх дном. Раньше солдаты защищали монархов. Теперь потенциальные монархи - Гарри третий в очереди к трону вслед за папой и старшим братом - защищают страну. Правда, не очень понятно, какую. Собственно Ирак? Или Соединенные Штаты, которые увязли в Ираке? Ну, не родную же Великобританию - ей в Ираке в общем-то делать нечего.

Маленький монархический ликбез: принцу Генри Чарльзу Альберту Дэвиду Виндзору, он же в просторечье Гарри, 22 года. Недавно окончил ту же Королевскую военную академию Сэндхёрст, что и брат Вильям. Там его научили командовать разведротой, состоящей из 4 легких танков «Скимитар» с экипажем из 3 человек каждый.  Именно как командир такой механизированной дюжины принц и будет нести боевую службу где-то в окрестностях города Басры на юге Ирака. Шесть месяцев от зари до зари, как штык.

До этого, в младенческие годы, Гарри учился в знаменитом колледже Итон под Лондоном. И тут в одно чудное солнечное утро - читатель, верь, вот те крест, - он выскочил из своих средневековых пенатов прямо на ловца, то есть на того же неутомимого и везучего собкора РИА «Новости» Симонова. Запомнилось юркое, стремительное существо - Гарри невысок, как раз для танка, - утопающее в длинной черной накидке. Уличная униформа итоновской элиты делает ее похожей на стаю Дракул, по какой-то необъяснимой ошибке выпорхнувших на промысел не ночью, а днем.

Само собой, я видел тысячи снимков принца в газетах. Но тет-а-тет, с расстояния в метра полтора, встреча стала все-таки шоком. Гарри совершенно не похож на папу, принца Уэльского Чарльза. Ни папиных больших, оттопыренных капустными листьями ушей, ни его вытянутого в неизбывной скорби лица. Гарри и Чарльз - словно пришельцы с разных планет. Младший принц круглолиц, рыж, сплошь в веснушках. И непредсказуемо быстр в движениях, как шестимесячный котенок.

Почему-то мелькнули в памяти, конечно, насквозь лживые, конечно, абсолютно надуманные, но регулярные намеки британской прессы. Мол, отец Гарри не Чарльз, а майор Джеймс Хьюитт, бравый рыжий гвардеец, что учил принцессу Диану верховой езде. А научил большой любви.

Но все это не имеет сейчас никакого значения. Принц Гарри - национальный герой, он идет на всамделишную войну. Кажется, половина британских мужчин были бы рады его усыновить.

Как это все-таки прекрасно, что мы возрождаем древние традиции. Когда-то суверен выезжал на белом коне к своим рыцарям перед битвой, благословлял их, наставлял, вдохновлял. А потом скакал впереди воинства с развевающимся на копье стягом. К победе ль, к поражению, не суть важно. Важно другое. Важно, что первое лицо - будь он король, царь или шейх -  духом и телом участвует в человекоубийстве, которое затеял.

Приложим это золотое правило, скажем, ко второй чеченской войне 1994 - 2004 годов. Ельцин в суете подписывает, как рассказывал покойный Сергей Юшенков, секретный приказ о ее начале. А ему, Ельцину, тут же говорят: «Залезай, Борис Николаич, самолично вот в этот танк. Красный флаг тебе в руки - и вперед, на Грозный!».

Может, у Борис Николаича подпись поставить рука не поднялась бы. А если поднялась, то, может, под Грозным не полегло бы столько российских дивизий, сколько полегло. Не сгорело бы столько танков, сколько сгорело. Потому что танк Ельцина продемонстрировал бы остальным танкам чудеса использования задней передачи.

Майкл Мур, есть такой американский кинодокументалист, лауреат «Оскара», обратил внимание на удивительный факт. Пойдите полистайте списки сотен тысяч американских солдат, кто прошел афганскую и иракскую мясорубку. Значится там хотя бы один сынок сколько-нибудь известного политика США? Нет, не значится. А ведь сотни конгрессменов дали президенту мандат на вторжение в дальние дали. Не говоря уж о том, что семьи воинственной вашингтонской верхушки от Рамсфелда до Чейни щедры на мужское потомство в дееспособном призывном возрасте.

И вдруг английский принц бросает перчатку такой несправедливости. Прыгнул в танк, ринулся в Ирак.

Можно, конечно, вспомнить, что воинская служба у него в генах. Дедушка, герцог Эдинбургский Филипп, встретил Вторую мировую на флоте. Бабушка Елизавета Вторая, тогда еще принцесса, бинтовала раненых в лондонских госпиталях. Дядя принц Эндрю кружил в 1982-м пилотом военного вертолета над Фольклендами, о чем у него осталось яркое воспоминание: «Ужас и безумная суета».

Но это одно, а история с Гарри - немножко другое.

Нет, ты поспи во дворцах, привыкни к поклонению бесчисленной челяди, ощути себя властелином современного мира с его Интернетом и таким близким Лесото, где все население чтит тебя за благотворительные дела в этой несчастной стране; вспомни о 28 млн фунтов (56 млн долларов) на своих личных счетах, что делает тебя третьим по богатству подростком в Соединенном Королевстве; пройдись мимо мешков с письмами красавиц, предлагающих тебе сердце и не только. А потом плюнь на все и отправляйся в Ирак. Стрелять из пушки то в шиитов, то в суннитов. Пока какой-нибудь курд не выстрелит в тебя.

В поисках разгадки вчитываюсь в совместное заявление министерства обороны Великобритании и Кларенс-Хауса, королевского дворца, где прописан принц Гарри. Бросается в глаза такая фраза: «Решение о его (Гарри) отправке на фронт было чисто военным, принятым начальником Генерального штаба генералом сэром Ричардом Даннаттом совместно с командиром корнета (младшего лейтенанта) Уэльса».

То есть, трудилась исключительно военная мысль. Два высших офицера сели и решили. Не подозревайте ничего другого.

Но как раз с точки зрения военной науки, это решение, выражаясь языком новой русской интеллигенции, - полный отстой. Снайперы и взрывники от Ирана до Северной Кореи уже слетаются стаями в Басру. Кто может стать для террористов более лакомой мишенью или заложником, или, простите за готику, кандидатом на обезглавливание перед телекамерами, чем британский принц?

Тем более, что о прибытии Гарри раструбили на весь мир. Об однодневном визите Кондолизы Райс в Ирак - ни-ни. О трехчасовом визите Джорджа Буша - тем более тсс! А вот о шестимесячной командировке наследника британского престола - слушайте, слушайте! Более мощного магнита для пуль изобрести трудно.

Да что там младший лейтенант голубых кровей. В опасности все четыре танковых экипажа, которыми он командует, все британские солдаты, кто окажется в радиусе десятка километров. Нужны две-три дивизии охраны, чтобы свести опасность к минимуму. Но и в этом случае никто не помешает вдумчивому террористу засесть на недельку в Интернете, скажем, на сайте Google Maps - там вся земная география просматривается до квадратного метра - и вычислить дислокацию танкового эскадрона «А». То есть место обитания английского принца.

Так почему же Лондон идет на такой риск? 

Премьер-министр Тони Блэр только что объявил, что сократит к лету британские войска в Ираке на 2100 солдат. Было 7100, станет 5000. Президент Буш, напротив, верит в совершенно полярное - спасти Ирак сможет лишь отправка туда еще 20,5 тысяч морских пехотинцев. В такой ситуации поход отпрыска монаршей семьи Британии на иракскую войну выглядит как плата за обиду, нанесенную другом Тони другу Джорджу.

И в то же время здесь проглядывает, думаю, нечто большее. Скажем, попытка международной реабилитации ошибки, именуемой иракской войной.

Принц Гарри нужен в Ираке и самой британской монархии. Этот в общем любимый англичанами институт время от времени журят за отчужденность от народных масс. Но теперь такого не скажешь. Теперь королевские особы как бы спустились из своих хрустальных дворцов на землю, чтобы разделить томительное ожидание отцов, матерей, жен, возлюбленных британских солдат, воюющих в Ираке. Вернутся ли? Живыми ли? Джон, Питер, Гарри - в скобках принц. И, скажите нам, когда, когда.. Дворцы слились с хижинами в порыве тревоги.

Ну, а сам-то младший лейтенант Уэльс, он-то что думает о своей странной роли?

Похоже, ничего не думает. Принц - подарок для правительственных пиарщиков. Если бы его не было, они бы его выдумали. Вот в точности такого, рыжего-конопатого, импульсивного, по молодости экстремального. Ему в сущности все равно, к чему подключить мегаватты юной энергии. Вчера одел мундир нациста со свастикой на рукаве. Отплясывал в нем на карнавале чуть ли не в день годовщины Холокоста. А что такое Холокост, бабушка королева? Нам в Итоне про это лекций не читали.

Сегодня вот надел другой мундир - лейтенанта Уэльса. Думает, танк дойдет до Басры не на солярке - на чистом патриотизме. Только при чем в Ираке британский патриотизм? Нам в Итоне почему-то не объяснили.

Все-таки они такие милые и грустные, эти маленькие принцы, начиная с того, из сказки Сент-Экзюпери. Мне они так симпатичны. Умоляю вас, Ваше королевское Высочество, меняйте маршруты и часы экскурсий на вашем танке...

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала