Рейтинг@Mail.ru
Право не курить - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Право не курить

Читать ria.ru в
Вчера никто из моих друзей и знакомых не бросил курить. Так что - мимо. У меня же, когда в стране, мире или моем районе объявляют день борьбы, случается проблема с лояльностью. Вот уже который год в третий четверг ноября - в Международный день отказа от курения я становлюсь преданной соратницей самых злостных курильщиков, коптильщиков своих легких и моего неба, загнанных в туалеты и холодные лестничные клетки... За что нам любить их? Они просачиваются из самолетных туалетов в нашу свободную от никотина жизнь дикой смесью освежителя и табака...

Вчера никто из моих друзей и знакомых не бросил курить. Так что - мимо. У меня же, когда в стране, мире или моем районе объявляют день борьбы, случается проблема с лояльностью. Вот уже который год в третий четверг ноября - в Международный день отказа от курения я становлюсь преданной соратницей самых злостных курильщиков, коптильщиков своих легких и моего неба, загнанных в туалеты и холодные лестничные клетки. Я понимаю, что только мой непрокуренный голос в их защиту дает мне шанс на соблюдение моего собственного права не курить.

Это становится похожим на охоту на волков. Забейте в любой поисковик три слова «запрет на курение», а потом посчитайте страны. Государство за государством, нация за нацией объявляют курильщиков презренным классом, сонмом изгоев, толпой недочеловеков. Страна за страной отправляет этих несчастных рабов страстей и привычек вон, за границы приличия и респектабельности. Вы ведь тоже видели сто раз людей в дорогих костюмах, которые, оглядываясь, курят «в ладошку», где-нибудь в транзитном зале Миланского или Франкфуртского аэропорта?

За что нам любить их? Они просачиваются из самолетных туалетов в нашу свободную от никотина жизнь дикой смесью освежителя и табака. Они дышат нам в спину, когда мы ужинаем в ресторане. Они выдыхают никотиновое амбре на автобусной остановке - не лошадь, не сдохнешь. У них желтые фаланги указательных пальцев и в сумочке крошки табака. Их - большинство.

Но это они собираются в курилку обсудить новости, и они создают гениальные решения там, где хоть вешай топор, они умеют изящно, ренуаровской рукой подносить ко рту сигарету, и тогда даже бездумное молчание их кажется осмысленным и непростым, а паузы легкими. Их большинство, и поэтому так просто они не сдаются.

Моя приятельница, стоматолог, мать взрослого сына, курит как партизан: на балконе, на корточках, забившись под стол. "Люсь, ты дура?" - я едва не выливаю на себя кофе, когда вижу это. Люся боится остаться без репутации в глазах строгой соседки бабы Ани, для которой курящая женщина сродни распутнице с тремя судимостями без права материнства. Люся - жертва кампании. Ей давно запретил курить главный врач на работе, ее подруги, включая меня, ужинают в секции для некурящих, а сын прячет зажигалки. «Доктор, я жить буду? - А смысл?» - отвечает она обострившейся жизни любимым анекдотом. И горько курит...

Единственный способ избавить нас, некурящих, от этого пугающего большинства вовсе не в том, чтобы выдавить их как пасту из тюбика за 101-й километр. Там они, озлобленные и разъяренные, лишь теснее сомкнут прокуренные ряды, лишь с большей решимостью, раздираемые бронхитом курильщика, отчаянной фрондой выступят против мира и свежести. (Вот, кстати, находка политтехнолога! Нет более мотивированного протестного электората, чем эти люди, силой отлученные от сигарет и объединенные никотиновым голодом). Гнать их так же глупо, как лечить инсулиновых больных, пряча шприцы...

Я думаю, что последний шанс победить курильщиков - шагнуть им навстречу. По-маяковски шагнуть, с размахом. Не передавить глотку, а отделить их жизнь. Сделать им частые резервации в офисах и общественных местах. Белые стены, ровная вентиляция, чистота и тишина, но никаких сидений и кофе. Зашел, покурил, справил физиологическую нужду. В зоне для курящих в ресторане ввести дополнительную плату - экологический налог. Эти деньги пойдут на покупку совершенных систем очищения воздуха. Авиакомпании обязать устроить на дальних направлениях рейсы для курящих. Билеты, конечно, будут дороже - понадобится специальная противопожарная подготовка судна. В электричках - вагон. Один. Только по-честному, а не так, как один легендарный парламентарий, при котором и с чьего одобрения в Думе запретили курить, но сам он имел эксклюзивные потаенные места для перекура в нескольких метрах от зала заседаний. На остановках, разумеется, да и просто на улицах курить запретить, создав через каждые 200-300 метров внешние уличные резервации. Бросил монету в разрез турникета - и никаких беременных и астматиков вокруг. Каждый в своем праве: курильщик - распоряжаться жизнью и здоровьем так, как считает нужным, остальные - жить без "пассивной зависимости".

Все, что пассивный курильщик, жертва лестничной клетки, недополучит на работе и в кафе, ему предстоит принять в подъезде дома, на остановке и в такси. Дискуссия о том, кто в нашей стране больше поражен в правах - курильщики или некурящие взрывает любой форум. Аргументов примерно поровну, и что удивительно, часто противопоставленные лагеря вступаются друга за друга и, как минимум, на словах готовы к любой степени взаимной терпимости. Большую популярность может вызывать только тема «как бросить и зачем». Вне зависимости от реальной готовности и намерений участников порыва.

Табак - хороший бизнес, это просто, как Волга с Каспийским морем. Управляемой тенью этого бизнеса поднимается индустрия отказа от курения. Уверена, что главные экономические заказчики именно такой неумной и прямолинейной, как кувалда в окопе, линии борьбы - сами изобретатели всех антиникотиновых чудес. Жевательных резинок, пластырей, колец в ушах и носах, шаманоподобных кодирований, хрустальных шаров и НЛП-брошюрок за 15 рублей в переходе, сочиненных отставным рабкором "Краснотурьинского гудка". Бизнес на табаке и бизнес на борьбе с курением - две вольные или не совсем ноги одного колосса.

Бросить курить  - за редким исключением - можно, только если искренне и очень позитивно этого захотеть. Отлепить пластырь с уха, выбросить японский имитатор сигареты в помойку, умные книжки сжечь на заднем дворе офиса, где не снижают зарплату за пристрастие к табаку. Найти себе не замену, не сублимат, а другую жизнь. Право некурящих быть свободными от чужих привычек нельзя назначить. Его можно достичь исключительно дипломатически - организационным путем. Чтобы не было так смешно каждый третий четверг ноября.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала