Рейтинг@Mail.ru
Танковый вальс - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Танковый вальс

Читать ria.ru в
Видели ли вы, как танцуют танки? Мне повезло, я видел. Представьте, плывет в воздухе мелодия вальса, не важно какого - «На сопках Маньчжурии» или «Сказки Венского леса», а грациозная и элегантная бронированная машина, словно невысокий приземистый джентльмен, одетый во фрак цвета хаки, кружит на одном месте, вычерчивая своими мягкими резинометаллическими штиблетами-гусеницами геометрически абсолютно правильные круги...

Видели ли вы, как танцуют танки? Мне повезло, я видел.

Представьте, плывет в воздухе мелодия вальса, не важно какого - «На сопках Маньчжурии» или «Сказки Венского леса», а грациозная и элегантная бронированная машина, словно невысокий приземистый джентльмен, одетый во фрак цвета хаки, кружит на одном месте, вычерчивая своими мягкими резинометаллическими штиблетами-гусеницами геометрически абсолютно правильные круги. А над ним повисли в воздухе стрекозами и вращаются вокруг своих осей под музыку, - нет, не двигателей, а симфонического оркестра, - боевые вертолеты «Черная акула» и «Аллигатор». И еще кувыркаются сизарями в бесконечном пространстве голубого неба, стараясь поймать себя за хвост, наши многофункциональные истребители Су-30МКИ или МиГ-29ОВТ...

Глядя на красоту этих оружейных шедевров, невозможно не стать романтиком хоть на мгновение. Даже со всем своим запасом желчи и критиканства, без которых журналист легко превращается в пиарщика.

Среди подобных технических совершенств на одно из первых мест я - не специалист, а только журналист, - поставил бы наш танк Т-80У. Не только потому, что ему в это лето 2006 года исполняется ровно тридцать лет со дня рождения. А потому, что, несмотря на столь солидный для боевой техники возраст, он до сих пор остается, на мой взгляд, непревзойденной и непобедимой боевой бронированной машиной. Утверждаю это со всей ответственностью, хотя знаю, что очень многие люди, особенно в нашей стране, со мной не согласятся. Потом станет ясно, почему. А сейчас несколько слов о том, из-за чего я считаю Т-80У - лучшим танком рубежа ХХ-ХХI века.

Во-первых, он самый изящный. Весит всего 46 тонн. Подчеркиваю, «всего», хотя и это весьма солидный вес. А изящный он еще и потому, что все его зарубежные аналоги - М1А1 «Абрамс», «Леопард», 2А4 «Челленджер», М1 «Леклерк» и, тем более, «Мерква» гораздо тяжелей. «Американец» на 11,1 тонны, «немец» - на 9, 2, «англичанин» - на 12, «француз» - на 8,5 тонн, «израильтянин» - почти на пятнадцать. Даже отечественный Т-90С тяжелее своего собрата на полтонны. По размерам - высоте, ширине и длине - ситуация аналогичная. Конечно, танк - не балерина, его на руках не носить, но и его изящество имеет на поле боя очень большое значение. Объяснение простое - чем цель меньше, тем в нее труднее попасть. Даже при всех нынешних ухищрениях. Лазерных прицелах, системах самонаведения и прочем. Мы о них еще поговорим. Правда, чем выше танк, тем больше дальность его прямого выстрела. Но идеального оружия не существует. Преимущества в одном элементе, компенсируются недостатком другого. И все решает бой, человек, владеющий оружием. Тем не менее, сейчас еще об одном достоинстве Т-80У.

Он - самый быстрый и самый выносливый. Скорость хода этого танка по пересеченной местности составляет 70 километров в час, а по асфальту и бетонке еще выше. Только «Леклерк» равен ему в этом качестве. И если раскрыть главную военную тайну происхождения Т-80У, которую мне поведал его генеральный конструктор Николай Попов, то в годы холодной войны он и создавался как раз для того, чтобы, в случае необходимости, за пару дней дойти от границы ГСВГ - Группы советских войск в Германии, находившейся естественно в ГДР, если кто не помнит, до берегов Ла-Манша. Дороги в Европе - роскошные, заправки на каждом шагу. Топливо  он принимает любое. Проблем в этом отношении у него не должно было быть. Да и двигатель на нем впервые в мире был установлен газотурбинный (ГТД). Примерно такой, как на вертолете. И мощность у него по тем временам была невиданной - тысяча лошадиных сил. Сейчас она - 1250 л.с.

В начале семидесятых, когда Т-80 собирались принять на вооружение, он прошел через все природно-климатические зоны Союза - Мозырские болота, пустыни Кара-Кум, горы Памира, дальневосточные приморские топи, забайкальские лессовые степи и по заполярной тундре больше 573 тысяч километров. Его двигатель, созданный на питерском заводе имени Климова, отработал без поломок 33 тысячи моточасов. Если кто-то помнит, длина экватора Земли - 40 тысяч км. Сколько раз обогнул Т-80 тогда наш «шарик», можно подсчитать самостоятельно.

Правда, по мощности двигателя Т-80У сегодня уступает своим зарубежным конкурентам. У «Абрамса» она 1500 «лошадок» (кстати, М1А1 тоже имеет газотурбинный двигатель), у «Леопарда» и «Леклерка» - 1500, но там стоит дизель. У «Челленджера» дизель вытягивает 1200 л.с. Двигатель Т-90С - 1000 л.с. Более мощный дизель мы пока только пробуем делать. Но, как понимают знающие люди, если разделить массу машины на мощность ее двигателя, то Т-80У не сильно отстанет от своих аналогов. А кое в чем их и превзойдет. Хотя, и об этом надо сказать откровенно, газотурбинный двигатель, точнее ошибка в его эксплуатации во время испытания российских танков в индийской пустыне Тар привела к тому, что Дели не решился закупать у России танки с ГТД. Выбрал для себя - дизельный Т-90С. Был и такой аргумент, что дизель расходует топлива на 20-30 процентов меньше, чем ГТД.

А это, в свою очередь, привело к тому, что сегодня в фаворе находится Нижнетагильский «Уралвагонзавод» и его КБ, которые делают Т-90С, получают на него заказы от родного минобороны и от зарубежных покупателей, а Омский завод, где серийно выпускали Т-80У, и питерское ОАО «Спецмаш» (бывшее КБ завода имени Кирова), где его создали,  - сильно просели. Если и есть у них заказы, то только на модернизацию «восьмидесятки», да и то в мизерных количествах. Со всеми вытекающими отсюда последствиями - с голоду не помрешь, но и  жить долго не будешь. Хотя для российских морозов ГТД - эффективнее. Он заводится за три минуты. Дизель надо полчаса разогревать. Но выбор генералов - это выбор генералов. И их ответственность. Не будем с ними спорить, - не журналистское это дело.  

Есть и другие боевые параметры, по которым Т-80У опять же опережает своих западных аналогов. Начнем с пушки. Она у него калибром  в 125 мм. У «западников» - 120 мм. Его орудие, кроме «обычных» снарядов - фугасных, осколочно-фугасных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-подкалиберных, может еще стрелять управляемым реактивным противотанковым - 9К119 «Рефлекс». Ни один зарубежный танк этого не умеет. Причем, дальность этого выстрела составляет  почти 5 км, а вероятность попадания - 0,8. Фактически одна цель - один снаряд. Управляется ПТУР по лучу лазера, подается в ствол автоматом заряжания и может лететь в цель без остановок машины. Ни «Абрамс», ни «Леопард» и другие танки НАТО этого делать не умеют.

Видимо, стоит добавить, что система заряжания танкового орудия здесь - раздельно-гильзовая. То есть сначала в казенник посылается снаряд, потом - гильза. (В западных танках - заряжание унитарное). Более того, в нашей «восьмидесятке» все это делает автомат, что, конечно же, повышает скорострельность - до 8 выстрелов в минуту. Вручную такой «прыти» не добиться.  У Т-80У и экипаж на одного человека меньше, чем, к примеру, у «американца». Всего три человека. Пушка на «восьмидесятом» - гладкоствольная, повышенной точности и высокой баллистики. Стабилизирована в двух плоскостях. С помощью уникальной системы управления огнем командир танка и наводчик могут вести поиск целей, слежение за ними, наведение и стрельбу днем и ночью, с места и с ходу, поражать  самые сильно бронированные цели на дальности более двух с половиной километров. В чем им очень хорошо помогает электронный цифровой баллистический вычислитель и оптический прицел со встроенным лазерным дальномером.

Есть и другие «прибамбасы», которые повышают точность и эффективность стрельбы, как из орудия, так и пулемета, курсового и зенитного, делают Т-80У бронированным снайпером. Но я не буду о них рассказывать, чтобы совсем не превратить этот материал в техническое описание. Хотя не сказать о системе защиты машины и его экипажа не могу. Здесь тоже есть свои «хитрости», которые делают «восьмидесятый» малозаметным на поле боя, как днем, так и ночью. Во время стоянки, на марше и при работе двигателя. Свое «ноу-хау». Только я о другом, о встроенной в его броню системе динамической защиты, которой тоже нет ни на одном другом западном танке, а так же о комплексе активной защиты «Арена», что устанавливается на его башню. «Изюминка» этой системы в том, что она работает без участия человека, расстреливает все летящие в сторону танка снаряды, как фугасные, так и кумулятивные. Разве что не может пока ловить подкалиберные. Но думаю, только пока. Тем не менее, на мой взгляд, это на сегодняшний день наиболее эффективно вооруженный и наиболее хорошо защищенный танк.

Защита для танка и его экипажа очень важная штука. Потому, что, несмотря на свое очень грозное и мощное вооружение, на системы контроля поля боя, боевая бронированная машина сильно уязвима перед минами и сидящими в засаде гранатометчиками. Это одна из причин, почему наши танки так сильно горели в новогоднюю ночь 1995 года в Грозном. Почему они плохо приспособлены для борьбы с террористами. И Т-80У, надо честно сказать, тоже. Как и все остальные. Но было бы большой глупостью сказать, что танки свое исчерпали, они остались в прошлом, «танковых атак, как под Прохоровкой, больше не будет», и они нам не нужны. Нужны, и еще как!

Другое дело, что только крайне ограниченный военачальник будет использовать танк, как одинокого волка, охотящегося на оленей. Танк - «стадная» боевая техника. Он не может и не должен идти в бой без прикрытия с воздуха. Например, вертолета. Без целеуказаний, например, с командного пункта, который сам получает оперативную, в реальном масштабе времени информацию с беспилотного летательного аппарата. Как это делается, опять же, например, в Израиле. Там «Меркава» в городские кварталы Газы не пойдет, если сверху не  висит «беспилотник» или вертолет огневой поддержки, а, может, и воздушный шар-дирижабль с системами наблюдения, разведки и целеуказания - с глазами  и ушами бронированной машины. Все это вместе называется тактикой и оперативным искусством. Но мы опять же не о них.

У нас с созданием системы «танк-вертолет-беспилотник-танк» пока туговато. Правда, конструкторы «Уралвагонзавода», который мы тут вспоминали, придумали тоже неплохой вариант - боевую машину поддержки танков. Платформа для нее взята с другой машины, не с Т-80У, а с танка Т-72, дизельный вариант тагильчанам роднее и ближе, но поставили на нее очень много различных приспособлений. Начиная со встроенной динамической защиты, как у Т-80У, на лобовой броне, с экранами с динамической защиты на бортах (самое уязвимое место любого танка), с решетчатыми экранами для защиты кормы - это против кумулятивных снарядов и гранат.

А главное - на ней стоит мощная оптика, позволяющая видеть все впереди, по бокам и даже сзади и еще отличные прицелы-дальномеры, использующие индикаторы лазерного облучения. Они напрямую связаны с двумя тридцатимиллиметровыми пушками, что стоят на башне, со спаренными гранатометами Аг-30 или АГС-17А, что стабилизированы в двух плоскостях. Кроме того, по бокам башни расположены по два противотанковых ракетных комплекса «Корнет» с полуавтоматической помехозащищенной системой управления по лазерному лучу. Словом, настоящий «Терминатор».

Т-80У, как и, отдадим ему должное, Т-90С и модернизированный танк Т-72М1 в одном строю с «Терминатором», при поддержке вертолетов Ми-28Н или Ка-50 «Черная акула», с целеуказанием с командного пункта на вертолете Ка-52 «Аллигатор» могут стать в бою непреодолимой силой, с которой не справится никакой сидящий в засаде террорист или минер-подрывник. А уж о встречной лавине танков я и говорить не буду. Ее, как пообещал нам наш министр обороны, больше не будет. Правда, БМПТ в войсках пока нет. Хотя на выставках ее показывают уже почти десять лет.

Кстати, на Т-80У для победы в современном бою может устанавливаться и другая аппаратура. К примеру, спутниковой навигации и топопривязки. А еще  бортовая информационно-управляющая система (БИУС) - бортовой цифровой компьютер, тоже созданный в питерском КБ «Спецмаш», своеобразный искусственный интеллект. Примерно такой, как навигатор, что устанавливается на зарубежных авто. Но, в отличие от него, он диагностирует состояние всех агрегатов танка, может получать в реальном времени информацию со всех разведывательных аппаратов, начиная с вертолетов, БПЛА и заканчивая АВАКСами,  вводить эти данные в электронно-вычислительный комплекс машины и «руководить» действиями экипажа на марше и в бою. Впервые этот БИУС был показан на выставке в Нижнем Тагиле лет шесть назад и очень заинтересовал отца «Абрамса» Филиппа Летта. Но, как признался мне главный конструктор этого прибора Александр Уманский, оставил абсолютно равнодушным  руководство бронетанковой промышленности и командование бронетанковых войск.

Понятно, почему. Затраты на создание танка ХХI века, под которым пока подразумевают «младшего брата» Т-80У - «Черный орел», инициативную разработку Омского завода, или Т-95, закрытый прототип тагильчан, тянут на десятки миллиардов рублей. А на БМПТ, БИУСах, «Аренах» и прочих суперсовременных системах обеспечения боя много не заработаешь. Тем более, на создании единых комплексов разведки, навигации, целеуказания и управления боем. Кроме того, чтобы овладеть всей этой электронной техникой, нужны не солдаты срочной службы, сорок процентов из которых даже не имеют аттестата об окончании средней школы, а, как минимум, техники со средне-специальным образованием, то есть профессионалы. А они только начинают появляться в войсках, да и то не шибко.

Вот потому-то гособоронзаказ по танкам наши генералы считают по штукам и батальонам. А о том, какие именно это будут «штуки», чем их наполнят, как они впишутся в систему современного боя, - об этом никто ничего говорить не хочет. Опять, как в стародавние времена - количеством побольше и стоимостью поменьше. А для чего и с кем - это тема другого разговора. Все остальные недоработки, видимо, компенсирует живая сила. Ну, вот опять критиканство прорвалось. Давайте лучше любоваться тем, как танцуют танки.

Ра-два-три. Раз-два-три...

И кружит, кружит на одном месте, плавно вычерчивая резинометаллическими траками круги по земле элегантный и изящный, слегка приземленный бронированный тридцатилетний джентльмен - газотурбинный танк Т-80У. Не обязательно вальсировать вместе с ним. Можно просто гордиться творением отечественных мастеров, созданным для нашей с вами защиты. Раз-два-три, раз-два-три...

Жаль, если кто-то остается абсолютно равнодушным к музыке этого вальса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Блог Виктора Литовкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала