Рейтинг@Mail.ru
Загадка Джона Рида - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Загадка Джона Рида

Читать ria.ru в
Имя Джона Рида, известного американского журналиста, написавшего книгу «10 дней, которые потрясли мир» о событиях Октября 1917 года, в советские времена знали почти все. Его биография даже вышла в серии «Жизнь замечательных людей», что было немалой честью в ту пору. Он был примером честного западного журналиста-интернационалиста, написавшего о революции правду и даже скончавшегося от тифа на советской земле...

Имя Джона Рида, известного американского журналиста, написавшего книгу «10 дней, которые потрясли мир» о событиях  Октября 1917 года, в советские времена знали почти все. Его биография даже вышла  в серии «Жизнь замечательных людей», что было немалой честью в ту пору. Он был примером честного западного журналиста-интернационалиста, написавшего о революции правду и даже скончавшегося от тифа на советской земле.

Похоронен Джон Рид у Кремлевской стены, где большевики хоронили самых преданных своих соратников. Всем было известно, что до приезда в Россию он с симпатией писал о мексиканской революции, в США, как говорится,  для души сотрудничал с рядом мелких американских  коммунистических изданий, а зарабатывал (и неплохо) на жизнь в крупном журнале «Метрополитэн». Наконец, был активным членом Коминтерна и никогда ни от кого, даже у себя дома, не скрывал левых убеждений.

Тот факт, что журнал «Метрополитэн» принадлежал Гарри Пейну Уитни – партнеру всемирно известного в ту пору  магната Моргана – советские источники предпочитали обходить молчанием. Считая, видимо, это фактом несущественным. Либо исходя из того, что и на солнце есть пятна.

Между тем, именно этот факт в биографии Джона Рида в последнее время приобретает все больший вес. Более того, непорочное «житие» Джона Рида подвергается современными исследователями сомнению. Некоторые из них, например американский историк Энтони Саттон, приходят к сенсационному выводу, что Рид, скорее всего, был «двойным агентом», как Кремля, так и Уолл-Стрита. Либо посредником между ними.

С точки зрения Саттона, иначе трудно объяснить столь пристальное и  благожелательное внимание официальных и не официальных, но весьма влиятельных в США лиц к простому журналисту, специализировавшемуся (когда он писал не для левой, прессы, а для своего журнала) на сенсационных материалах. А таких журналистов, и не менее талантливых, было, как и сегодня, в США немало. Можно даже допустить, что Джон Рид был лучшим из всех. И, тем не менее, откуда такая избирательная привязанность банкиров именно к Риду – одному из лидеров компартии США - на начальном этапе ее создания - и активному члену Исполкома Коминтерна? Не может не удивлять, отмечает исследователь, что как только Рид попадал в ту или иную передрягу, а в его жизни их случалось немало, тут же за него начинали хлопотать лица, которые, согласно общепринятой логике, за человека, откровенно сочувствующего большевикам, беспокоиться никак не могли.

Судя по данным Саттона, тесная связь с крупным американским капиталом и Белым домом началась у Джона Рида еще во времена мексиканской революции. Ходили слухи, что он был причастен в ту пору к торговле американским оружием. Во всяком случае, когда во время уже первой мировой войны журналиста задержали еще в царской России с рекомендательными письмами из Бухареста, которые он вез антироссийски настроенным лицам в Галицию, за него вступилась не только редакция его родного журнала «Метрополитэн», что вполне естественно, но и хозяева издания – крупнейшие банкиры США. Именно от них пошло письмо в Белый дом на имя государственного секретаря Роберта Лансинга. Госсекретарю недвусмысленно напомнили, что в свое время Джон Рид «оказывал» официальным властям «некоторую помощь» в мексиканских делах. Госдеп США намек понял, тут же помог по своим дипломатическим каналам, и Рид был немедленно отпущен на свободу.

Следующий арест случился уже в Норвегии, причем и тут американская дипломатия отреагировала мгновенно. Посольство немедленно известило об аресте Рида Вашингтон, а заодно послало в Белый дом загадочную телеграмму: «Скажите Буассевейну (в то время известный частный банкир), что он должен его вытаскивать, но осторожно». Почему американский банкир «должен вытаскивать», да еще «осторожно» из очередной передряги известного левака Джона Рида, вопрос, до сих пор не имеющий ответа. Между тем, и здесь американское давление сработало, и на деньги банкира Буассевейна любимец русских большевиков выехал в США.

Есть в архиве Госдепартамента США также весьма любопытное письмо самого Джона Рида исполнительному секретарю «Америкэн Интернэшнл Корпорейшн» Уильяму Франклину Сэндсу, датированное 4 июня 1918 года, где журналист жалуется на то, что полиция конфисковала весь его архив, привезенный из России.

При этом Рид, между прочим, сообщает интереснейшую информацию, а именно, что на основании этого архива он уже подготовил соответствующий меморандум о положении в России для Госдепартамента США. Иначе говоря, намекает Рид, налицо явная путаница во властных структурах: на одних он работает, а другие его преследуют. И снова г-н Сэндс – далеко не последний человек в деловом мире США, тут же бросается устранять, возникшие недоразумения.

Уже на следующий день после получения сигнала от Рида исполнительный секретарь «Америкэн Интернэшнл Корпорейшн» направляет срочный запрос Фрэнку Полку, исполнявшему в тот момент обязанности Госсекретаря США.  Причем в запросе утверждается, что Джон Рид готов «предложить правительству любую информацию» о России.

Ну, а далее следуют слова, которые стоит процитировать полностью: «Он (т.е. Джон Рид) может быть управляем и контролируем гораздо лучше другими средствами, чем через полицию». Сэндс сообщает так же Госдепу, что собирался лично «подредактировать» меморандум, написанный Ридом,  но, в силу обстоятельств, не успел этого сделать. Не правда ли, немного странный творческий союз? Заключает свое послание Сэндс следующим комментарием: «Я думаю, что лучшей политикой было бы использовать таких людей при выработке нашей политики в отношении России... Он не вполне уравновешенный человек, но вполне может быть полезен».

Не удивительно, что и эта история закончилась для Джона Рида благополучно. Все материалы, собранные им в России, были журналисту возвращены.

Следующий документ в архиве Госдепа США повествует уже об аресте Рида в Або (Финляндия), где его задержали сразу с американским, английским и германским паспортами. Причем журналист нелегально вез с собой приличную сумму денег, бриллианты, советскую пропагандистскую литературу и кинопленку. И вновь вмешались все те же действующие лица: г-н Сэндс, журнал «Метрополитэн» и Госдепартамент США.

Наиболее вероятной гипотезой, с точки зрения Энтони Саттона, является то, что «Джон Рид был в действительности агентом Моргана – возможно, лишь наполовину знающим о своей двойной роли, - что его антикапиталистические статьи поддерживали ценный миф о том, что все капиталисты находятся в постоянной вражде со всеми социалистическими революционерами». Сам Энтони Саттон  с подобным мифом не согласен, а потому утверждает, что часть крупного капитала США владела информацией о ситуации в России, намного более точной, чем Белый дом, не говоря уже о том, что вела в России свою собственную игру, изначально ставя не на Керенского, а на Ленина с Троцким.

По мнению исследователя, американские монополисты  «могли согласиться и на царскую Россию, и на марксистскую Россию, но никак не на свободную Россию». Демократия в России экономическим интересам американских монополий, убежден Энтони Саттон, не отвечала. Их расчет был предельно прост. Они предвидели неэффективность плановой социалистической системы экономики и рассчитывали, что смогут договориться с большевиками, попавшими в затруднительное положение. Деньги, который сулил этот необычный союз, завораживали. Версия не кажется абсурдной, если вспомнить об Арманде Хаммере – самом большом американском друге СССР, сколотившим на бизнесе с коммунистами миллиардное состояние.

Конечно, все это  не являлось официальной позицией США, но кто и когда мешал американским магнатам, если только им того хотелось, поиграть в мировую политику?

Понятно, что версия Энтони Саттона и биография Джона Рида, опубликованная в 1966 году в «ЖЗЛ» (издательство «Молодая Гвардия»  ЦК ВЛКСМ), расходятся столь кардинально, что это не тот случай, когда есть смысл искать некую золотую середину.

Историкам придется искать правду. Тем более, что помимо изысканий Саттона, есть и другие любопытные и так же подтвержденные документами страницы из жизни Джона Рида. Например, в архивах компартии США, которые попали в руки современных исследователей, есть свидетельства активного участия Рида в отмывании денег, которые Москва пересылала своим американским товарищам.

Так что вопрос неизбежен: кто же в действительности лежит у Кремлевской стены на Красной площади в Москве: агент Коминтерна, агент Моргана или «двойной агент»?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Блог Петра Романова.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала