Рейтинг@Mail.ru
Сокровища Медичи в Кремле: роскошь и история великой династии - РИА Новости, 20.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Сокровища Медичи в Кремле: роскошь и история великой династии

© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкОткрытие выставки "Сокровищница Медичи" в Одностолпной палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля
Открытие выставки Сокровищница Медичи в Одностолпной палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля
Читать ria.ru в
Состоящая из более чем сотни экспонатов выставка, в создании которой принимало участие шесть крупнейших музеев Флоренции, уникальна: здесь и античные камеи, дополненные оправами флорентийских мастеров, и ювелирные изделия, и инкрустированные драгоценными камнями чаши, и предметы из слоновой кости, и живописные полотна, на которых изображены сами Медичи.

В Музеях Кремля показывают "Сокровищницу Медичи" - предметы из коллекции знаменитого флорентийского семейства, представители которого на протяжении трех веков коллекционировали предметы искусства.  Состоящая из более чем сотни экспонатов выставка, в создании которой принимало участие шесть крупнейших музеев Флоренции, уникальна: здесь и античные камеи, дополненные оправами флорентийских мастеров, и ювелирные изделия, и инкрустированные драгоценными камнями чаши,  и предметы из слоновой кости, и живописные полотна, на которых изображены сами Медичи. 

"Такую выставку вы не могли бы увидеть и в самой Флоренции, - говорят ее организаторы, - ведь здесь в одном месте собраны предметы, иллюстрирующие историю и ювелирного, и мозаичного дела,  предметы, рассказывающие об истории собирателей и коллекционеров".

Представленные на выставке экспонаты – одновременно и произведения искусства,  и предметы роскоши (здесь золото, алмазы, полудрагоценные камни, эмаль и барочный жемчуг), и сама история, стоит только дать себе труд присмотреться к ним. 

Например, одна из жемчужин коллекции – рельеф "Ex voto Козимо II", выполненный флорентийскими камнерезами в начале XVII века,  – повествует о молодом, но тяжело больном эрцгерцоге Тосканском, который заказал эту работу в надежде на исцеление. Украшенное драгоценными камнями панно должно было разместиться на престоле церкви Святого Карла Борромео в Милане. Но этого так и не произошло: в 1621 году Козимо II умер от туберкулеза.

Одна из задач выставки, по словам ее организаторов, - дать представление о том, как коллекция менялась со временем  и что привносил в нее каждый новый век и правитель, от начавшего восхождение Медичи к власти Козимо Старшего и его сыновей Франческо и Фердинанде до Анны Марии Луизы, последней из династии, завещавшей всю коллекцию родному городу с условием, что произведения никогда не покинут его стен. 

Понятие меценатства вообще тесно связано с династией Медичи, не только увлекавшимися античными произведениями искусства (например, геммами – вырезанными на драгоценных и полудрагоценных камнях изображениями), но и делавшими заказы у видных мастеров из Флоренции и  других итальянских и европейских городов. Для Медичи работали и миланские мозаичные мастера, и голландские резчики по слоновой кости, хотя в основе коллекции, несомненно, предметы, выполненные лучшими флорентийскими умельцами.

"Дух Медичи или идеология Медичи – это понимание того, что произведения искусства самым лучшим образом репрезентируют власть, и что подобного рода коллекции, а также покровительство всем видам искусства – лучший способ увековечить себя и обозначить свою роль в истории Флоренции, обосновать свое право управлять этим городом и этой страной. Во флорентийских архивах можно найти документы, подтверждающие выплаты гигантских сумм мастерам, которые работали для Медичи",  - рассказала на открытии выставки заместитель генерального директора Музеев Кремля Зельфира Трегулова.

А ведь на момент восхождения к власти династия отнюдь не принадлежала к аристократическому кругу итальянской знати, но финансовое могущество - представители семьи были богатейшими и влиятельнейшими банкирами, а один из их предков, Джованни ди Бичи ди Медичи, кредитовал самого Папу Римского - позволило им сосредоточить в своих руках немалую власть. Бывшая некогда независимым городом-республикой, в XV веке Флоренция  оказалась в подчинении Козимо Старшего, положившего начало правлению династии во Флоренции. Это правление длилось с небольшими перерывами три сотни лет. "Отец Отечества", как называли Козимо горожане, был не только владельцем баснословного состояния, но и одним из самых просвещенных правителей, питавшим интерес к философии, идеям Возрождения и новым веяниям в искусстве. 

Медичи не были аристократами, и потому меценатство и собирательство, кроме всего прочего, имело для них практический смысл и приближало членов династии к высшим кругам европейском знати.

И в этом смысле Медичи стали законодателями мод: ориентируясь на эту коллекцию, собственные собрания стали создавать и представители других правящих династий.

Но, например, собрание камей – главной страсти коллекционирования Медичи в XV веке – оставалось и, пожалуй, все еще остается самым роскошным в Европе, рассказала Трегулова. Среди экспонатов выставки - и античные геммы из драгоценных и полудрагоценных камней в оправе работы лучших флорентийских мастеров, и портреты самих представителей Медичи "под античность", призванные подчеркнуть преемственность власти. Здесь же можно увидеть еще один уникальный предмет -  кольцо с античной геммой, принадлежавшее молодой жене герцога Козимо I Элеоноре Толедской, которое она носила всю жизнь и которое было найдено в ее могиле, вскрытой в XIX веке. Именно с этим кольцом, как рассказала на выставке ее куратор, директор Музея Серебра Палаццо Питти Мария Сфрамели, великая герцогиня изображена на хранящемся в Праге портрете кисти Анольо Бронзино. 

Зайдя в Мироваренную палату Патриаршего дворца, где и разместилась коллекция, нужно обратить внимание и на два кубка из полудрагоценных камней из собрания  Лоренцо Великолепного, находящихся почти у самого входа. После смерти Лоренцо ими хотели завладеть многие итальянские правители, рассказала на открытии выставки Мария Сфрамели, а их оценкой занимался Леонардо да Винчи, пытавшийся "придержать" один из кубков для маркизы Изабеллы д’Эсте. К счастью, все сосуды попали в руки верных Медичи людей, а позже были возвращены во Флоренцию двумя Папами Римскими из рода Медичи - Львом X и Климентом VII. Прибегнув к хитрости, они отправили их в город в виде дарохранительниц, поместив туда мощи католических святых.

Век шестнадцатый представлен изделиями из полудрагоценных камней, в том числе вазами в виде зверей и птиц, и образцами знаменитой флорентийской мозаики - настоящих картины из камня, созданных на мануфактуре, организованной Франческо. Век семнадцатый представлен искусными ювелирными изделиями из коллекции неравнодушной к драгоценностям Марии Анны Луизы. Ей принадлежали украшения и подвески, напоминающие миниатюрные скульптурки, из жемчуга, золота, эмали и драгоценных камней. На них можно увидеть целые сцены из античной мифологии и эпизоды из комедии дель арте.

Ответом на "Сокровищницу Медичи" станет выставка "Сокровища Кремля" в Серебряном музее во Флоренции, на которой будут представлены лучшие экспонаты из Оружейной палаты. 

Тамара Бараненкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала