Рейтинг@Mail.ru
Ксения Собчак как Моцарт нашего времени - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ксения Собчак как Моцарт нашего времени

Читать ria.ru в
Достаточно круглый юбилей Ксении Собчак (5 ноября), известной всем, у кого есть телевизор, наводит на совершенно неюбилейные мысли о том, что происходит с нашим обществом. Каким, например, образом именно Ксения Собчак оказалась не просто медиа- и светским персонажем, но еще и человеком-символом, объектом массовой неприязни? И еще - кто виноват: тот, кого ненавидят, или те, кто ненавидит?

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости

Достаточно круглый юбилей Ксении Собчак (5 ноября), известной всем, у кого есть телевизор, наводит на совершенно неюбилейные мысли о том, что происходит с нашим обществом. Каким, например, образом именно Ксения Собчак оказалась не просто медиа- и светским персонажем, но еще и человеком-символом, объектом массовой неприязни? И еще - кто виноват:  тот, кого ненавидят, или те, кто ненавидит?

Народ и "новые русские"

Возникшую после фактической революции 1991 года элиту в России определенные слои населения не любят вовсе не за то, что у нее слишком много денег. И даже не совсем за то, каким образом эти деньги были сделаны. Иначе откуда бы взялись еще в 90-е анекдоты насчет "нового русского", грустного, в сущности, персонажа, вчерашнего дворового хулигана и бандита, который все деньги заработал, а что с ними делать – в силу своей дикости – не знает.

Этот – свой; это, по сути, американская мечта: вчера чистил обувь прохожим, сегодня заработал миллион. Это, если хотите, надежда на то, что подобный опыт можно повторить.

Не любят же наших "новых русских" за другое – стиль жизни и стиль поведения. Общество принимает ту элиту, которая пусть и имеет слишком много денег, но зато служит общественным аккумулятором каких-то принципов, некоего кодекса чести, ну - хотя бы элегантности.

Речь если не о дворянстве, то об интеллектуальном классе, и еще - о звездах (настоящих, умных). А у той элиты, которая в России заметна, мы видим демонстративность в швырянии денег. И еще, что хуже – установившийся в российских офисах попросту хамский, концлагерный стиль руководства "планктоном". Стиль, который, возможно, внес свой вклад в висящее в обществе неясное напряжение и еще создаст проблемы.

Стилистические разногласия

Не любят не за количество денег, а за стиль. А стиль - это уже Ксения Собчак. Заметим, что в верхних строчках рейтингов "Форбса" она не числится, настоящих долларовых миллиардеров публика особо и не знает в лицо. Их не видно. Ксению – видно, потому что она теле- и радиоведущая, поведение у нее - специфическое, и обзывают ее "светской львицей".

Как угораздило леди двадцати с чем-то лет оказаться в положении человека-символа и громоотвода? Может быть, случайно. Может быть, особенности нервной организации сказались – скажем, непоседливый характер, предположим, хотелось посмотреть, что это будет... Может быть, детское бесстрашие.

Но вообще-то Ксения Собчак как раз на своем месте. То есть именно в элите российского общества, не по банковскому счету, а по тому, что в голове. Сошлюсь на очевидный пункт в ее биографии: она магистр политологии, училась в одном из 3-4 лучших университетов страны, в МГИМО. Как это ей так повезло?

Вот где обычно вскипает общественная ярость. Человеку (и не только в особо завистливой России) простят что угодно, кроме того, что он, не дай бог, талантливый отпрыск талантливых родителей (но не из шоу-бизнеса – там все можно). Вам могут не нравиться политические взгляды Анатолия Собчака или Людмилы Нарусовой, но это очевидно элита, интеллектуальная и политическая. И понятно, что у их ребенка было больше шансов тоже стать умным и талантливым человеком.

Это все происходило еще при советской власти: династии хлеборобов или сталеваров, даже архитекторов, поощрялись по очевидным причинам – в семье идет передача профессиональных навыков и традиций. А вот, допустим, если это дипломаты… И ведь хорошие дипломаты получались в "династиях". А все равно нельзя.

Помнится, годах в 70-х Евгений Евтушенко написал гневное стихотворение - "Дитя-злодей", про студента МГИМО. И все увидели: ведь надо же, он – великий Евтушенко, а все не может преодолеть это стыдное чувство зависти.

Да, оно очень стыдное, и человек, ненавидящий кого-то просто за то, в какой тот семье родился, об этом подсознательно знает, стыдится поэтому себя – и от этого еще больше ненавидит.

Вольфганг Леопольдович

Что было бы, если бы детям элиты законодательно запрещали бы, из соображений справедливости, наследовать гены и профессию родителей, да вообще запрещали бы кем-либо быть? Ну, к примеру, мы остались бы без Моцарта, сына процветавшего профессионального музыканта Леопольда Моцарта.

А давайте, кстати, повнимательнее присмотримся к этому персонажу и к тому, как к нему относились современники. И увидим много интересного. Был ведь настоящий Моцарт, а не та реклама конфет в кружевной бумажной обертке, которую нам сегодня подсовывают.

И, для начала, это был городской невротик, такой, что Вуди Аллену не снилось. Да все и по музыке видно – по этим внезапным переходам от радости к тоске. Моцарт так же дергал ногой, стучал пальцем в такт неслышимой музыке. А еще… бывает у людей такое легкое отклонение… не мог не ругаться нехорошими словами. О чем свидетельствует интимная переписка с одной из его учениц: нашли друг друга, отводили душу на бумаге.

Для продолжения: музыка ему давалась легко, без труда (с таким-то папой!), писал он с невероятной скоростью, пока трудяги от композиции сидели неделями и мучились. Наконец, у его музыки была репутация попсы, чего-то на грани "настоящей" музыки. А тут еще автор ее вел себя соответственно – громадные гонорары проигрывал и прогуливал… в общем, не таким должен был быть, по мнению большинства, композитор, элита общества.

То ли дело главный музыкант того времени – Сальери. Щедрый, всегда готовый помочь собрату-музыканту, ну, чуть тяжеловесный в общении. Кстати, мне лично кажется, что в некоторых жанрах он был куда талантливее Моцарта и знал об этом, но это отдельный разговор.

Собственно, история об обстоятельствах смерти скандального гения произошла от примерно такого анекдота: "а это его, наверное, Сальери отравил, чтобы не позорил своим безобразным поведением высокое звание австро-венгерского музыканта, ха-ха-ха". Пушкин услышал и все перекрутил по-своему, но Пушкину – можно.

Не надо объяснять, причем здесь Ксения Собчак?

Конечно, Моцарт – это такие чуть поблескивающие диски в пластиковых коробочках, то есть ясно, что он в жизни делал. Но и передачи нашей героини тоже ведь можно записать на аналогичный носитель. А там – история разберется.

Она же расставит все на свои места, когда Ксения, как любая женщина, сменит кожу, репутацию, пойдет по жизни дальше. Ведь речь о совсем молодом человечке.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала