Рейтинг@Mail.ru
ЕГЭ провоцирует списывать? Это не главная проблема - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕГЭ провоцирует списывать? Это не главная проблема

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкЕдиный государственный экзамен по биологии в московской школе № 1741
Единый государственный экзамен по биологии в московской школе № 1741
Читать ria.ru в
Школьники на ЕГЭ обращаются за помощью к учителям, консультируются по мобильным телефонам с репетиторами, пользуются услугами особых интернет-сайтов или групп в соцсетях. Проблема списывания стара как мир, напоминают одни эксперты. Другие же уверены, что система ЕГЭ дополнительно провоцирует подростков на нарушение правил.

Анна Курская, РИА Новости.

Школьники на ЕГЭ обращаются за помощью к учителям, консультируются по мобильным телефонам с репетиторами, пользуются услугами особых интернет-сайтов или групп в соцсетях. Проблема списывания стара как мир, напоминают одни эксперты. Другие же уверены, что система ЕГЭ дополнительно провоцирует подростков на нарушение правил. В российском обществе тем временем растет скептическое отношение к Единому госэкзамену, свидетельствуют опросы.

Скандалы при сдаче ЕГЭ начались с первых экзаменационных дней. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова 9 июня сообщила об аннулировании результатов ЕГЭ 11 выпускников, разместивших в интернете свои контрольно-измерительные материалы (КИМы).

Министр образования и науки Андрей Фурсенко 14 июня подтвердил, что ряд выпускников был отстранен от экзаменов и лишен права на пересдачу в этом году из-за того, что они выкладывали в сети КИМы и пользовались на экзамене мобильными телефонами.

Особенно громким стал скандал, когда во время ЕГЭ по математике 6 июня некоторые выпускники получали на мобильные телефоны ответы из социальной сети "ВКонтакте". Преподаватели обнаружили, что в специально созданной группе этой соцсети состоит около 300 тысяч участников.

Последняя, не менее заметная история, – силовики задержали несколько студентов, которые за деньги сдавали ЕГЭ вместо учеников средней школы на северо-востоке Москвы. Оказалось, что перед экзаменом личности учащихся удостоверялись во время переклички, без проверки паспортов.

Каждый из этих случаев повлечет за собой разбирательство и санкции к виновным. К сожалению, избежать этих нарушений организаторам экзамена не удалось, несмотря на то, что в этом году на госэкзаменах установлены строгие правила.

Школьникам категорически запрещено иметь при себе во время экзамена мобильные телефоны и другие средства связи. Организаторы, обнаружившие телефон у выпускника, обязаны вывести его из класса. На каждом пункте приема ЕГЭ должны присутствовать общественные наблюдатели. Кроме того, в этом году закреплен статус КИМов как документов, сведения которых относятся к информации ограниченного доступа.

Списывали во все времена

Ситуация абсолютно традиционная, списывание на экзаменах существовало всегда, и оно не связано с особенностями ЕГЭ, уверен Михаил Случ, директор московской школы №1060, победитель конкурса "Учитель года-2010".

"Если каких-то проблем и не возникало раньше, то только потому, что не было социальных сетей, мобильных телефонов и смс. Мой отец, которому сейчас 73 года, рассказывал мне, как в его время студенты ходили сдавать экзамены друг за друга. И если в одних школах выпускные экзамены проходили строже, чем аудиенция у Папы Римского, то в других творилось неизвестно что", – рассказал РИА Новости директор школы.

По его мнению, главная причина списывания – его "заразность" при относительной безнаказанности. У школьников сегодня популярна точка зрения, что учиться стыдно, это удел "ботаников", а жульничать – "правильно" и даже похвально: нужно быстро сориентироваться, зарегистрироваться на определенном сайте, договориться…

Кроме того, как считает Михаил Случ, у массового жульничества на ЕГЭ есть и другие причины: желание выпускников не упустить свой шанс; сложности подготовки к экзамену; иллюзия, что все сойдет безнаказанным.

"Конечно, ужасно предлагать ужесточение наказаний за списывание, но надо понимать, что до сих пор ЕГЭ не до конца вживлен в школьную ткань. Это как крыша, приставленная не к тому зданию", – отметил эксперт.

В эпоху ЕГЭ выросла цена вопроса

Другие эксперты считают, что сама система ЕГЭ в ее нынешнем виде провоцирует выпускников на нарушения, и конца этому не предвидится.

"Сегодня в России очень многое в судьбе ребенка завязано на ЕГЭ. Условно говоря, он может 10 лет хорошо учиться, а в день экзамена у него заболела голова, и его будущее пошло под откос. Дети нарушают правила потому, что от результата экзамена зависит вся их жизнь. Когда мы слишком много навешиваем на одну процедуру, естественно, появляется желание ее каким-то образом обойти", – рассказал РИА Новости Александр Сергеев, профессор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС.

По мнению эксперта, госэкзамен в последнее время получил гипертрофированное значение при оценке знаний и перспектив ученика, работы школы и всей системы образования в целом.

"Почему учителя начинают потакать ученикам в неправедных способах сдачи экзамена, а директор и органы образования закрывают на это глаза? Потому что их деятельность оценивается в значительной степени по результатам ЕГЭ. Система провоцирует всех на нарушения. Неужели на следующем госэкзамене мы будем обыскивать школьников до нижнего белья, чтоб они не проносили мобильные телефоны, приставим к каждому выпускнику по автоматчику?" – полемизирует Александр Сергеев.

Чтобы принципиально решить эту проблему, госэкзамен должен стать лишь одной из нескольких процедур при оценке деятельности школьника и определении его дальнейшей судьбы, считает эксперт.

С утверждением о том, что система ЕГЭ побуждает школьников нарушать правила, согласен Александр Абрамов, член-корреспондент РАО, автор школьных учебников.

"Когда создается массовая система, через которую должно пройти до миллиона человек, и все должны выполнить одну и ту же операцию, никакого качества априори обеспечить нельзя. Система провоцирует всех – учеников, родителей, учителей, региональных лидеров, министерских работников и политиков, поскольку каждому нужно добиться результата любой ценой. Если ваша судьба будет зависеть от двух-трех экзаменов, вы будете делать все, что угодно", – заявил РИА Новости ученый.

Стала ли оценка знаний объективной

Единый госэкзамен создавался для того, чтобы каждый школьник имел возможность получить объективную оценку своих знаний и поступить в вуз вне зависимости от его личных отношений с учителями или репетиторами, места жительства или имущественного статуса. Во многих странах мира подобная форма аттестации успешно работает и вполне отвечает этим задачам.

Последние общероссийские опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что пока введение системы единого госэкзамена своих целей не достигло. Отношение к нему в обществе остается достаточно скептическим, а состояние современной системы образования большинство называет посредственным.

По данным Фонда "Общественное мнение", опубликованным 9 июня, 50% опрошенных не одобряют введение в школах ЕГЭ, противоположного мнения придерживаются только 20% респондентов.

Прежняя система вступительных экзаменов в вузах позволяла объективнее оценить уровень знаний выпускников школ, считают 59% респондентов, и это число растет год от года. В объективности ЕГЭ уверены лишь 15% опрошенных, в то время как в прошлом году их было 24%.

После введения ЕГЭ уровень коррупции в сфере образования повысился, полагают 22% респондентов, и только 7% считают, что коррупции стало меньше.

Эти выводы подтверждают итоги опроса "Левада-Центра", опубликованные 24 мая. По этим данным, к практике отмены вступительных экзаменов в ВУЗы и поступления на основе ЕГЭ 41% опрошенных относятся отрицательно (36% – положительно), и со временем число противников такой замены увеличивается.

Становится больше тех, кто считает, что ЕГЭ хуже оценивает знания выпускников школы по сравнению с обычными экзаменами – сейчас таких 43%, а в 2004 году было вдвое меньше. Противоположного мнения придерживаются 15% опрошенных, четверть (25%) особой разницы не видит. В связи с введением ЕГЭ возрос и уровень взяток, считают 30% опрошенных.

"Все мы слышали об абитуриентах, получивших баллы за ЕГЭ незаконными способами. Большой вопрос, насколько обоснованы высокие результаты ЕГЭ в некоторых регионах", –ммм отметил Михаил Случ.

Эксперты разделяют разочарование россиян в ожиданиях от ЕГЭ, хотя признают, что эта система может работать более эффективно. Кроме того, у отмененной системы вступительных экзаменов в вузы были свои преимущества.

"Я думаю, что ЕГЭ лучше, чем традиционные экзамены, может оценить уровень знаний, – считает Александр Сергеев. – Другое дело, что такая оценка не является единственным показателем для успешной учебы в вузе. Способность рассуждать, решать задачи, самостоятельно мыслить гораздо лучше оценивала предыдущая система. В ней было больше субъективизма, но вузы могли отобрать тех студентов, которые им действительно были нужны. А сейчас, когда вуз полагается только на результаты ЕГЭ, школьник может оказаться вполне подготовленным по знаниям, а по уровню самостоятельности мышления – нет".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала