Рейтинг@Mail.ru
Куда текут бензиновые реки - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Куда текут бензиновые реки

© РИА Новости / Алексей ДаничевАлтай переживает бензиновый кризис – на АЗС крупнейших компаний выстроились очереди, топливо продается не более двадцати литров в одни руки.
Алтай переживает бензиновый кризис – на АЗС крупнейших компаний выстроились очереди, топливо продается не более двадцати литров в одни руки.
Читать ria.ru в
Дефицит нефтепродуктов в стране, являющейся одним из ведущих поставщиков нефти, кажется парадоксом - тем не менее, это реальность. Алтай переживает бензиновый кризис – на АЗС крупнейших компаний выстроились очереди, топливо продается не более двадцати литров в одни руки.

Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.

Дефицит нефтепродуктов в стране, являющейся одним из ведущих поставщиков нефти, кажется парадоксом - тем не менее, это реальность. Алтай переживает бензиновый кризис: на АЗС крупнейших компаний выстроились очереди, топливо продается не более двадцати литров в одни руки. Трудности с получением топлива начинают испытывать другие регионы, эксперты не исключают, что в ближайшие дни дефицит бензина может докатиться до Петербурга и даже до столичного региона. Чиновники Федеральной антимонопольной службы говорят о картельном сговоре и грозят наказать виновных.

Этот ускользающий бензин

Сразу скажем – никакого физического дефицита бензина в стране нет, более того, производство топлива растет. По словам старшего аналитика "Газпромбанка" Александра Назарова, в апреле этого года производство бензина российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) по сравнению с мартом выросло на 4%.

Но нефтяным компаниям не слишком выгодно продавать топливо на внутреннем рынке. Нефть на фоне ближневосточных конфликтов и событий в Японии идет в рост – с начала года баррель подорожал примерно на треть. Следом дорожают нефтепродукты. Как отмечает Александр Назаров, в Европе бензин уже стоит дороже, чем в 2008 году, когда был пик нефтяных цен. Можно возразить, что Европа в отличие от России не является одним из крупнейших экспортеров нефти.

Однако ценообразование у нас осуществляется по принципу равнодоходности внутреннего и внешнего рынков, то есть внутренняя цена коррелируется с мировой. В начале этого года такая корреляция привела к резкому скачку цен внутри страны, властям пришлось прибегнуть к административным рычагам, чтобы взять ситуацию под контроль. Премьер Владимир Путин в начале февраля поручил антимонопольному ведомству начать расследование по фактам необоснованного завышения цен на топливо.

Теория заговора

Цены на нефтепродукты стабилизировались и даже слегка отыграли назад, но продавать бензин в розницу внутри страны стало невыгодно, лучше нарастить поставки за рубеж, тем более что с 1 февраля 2011-го были снижены экспортные пошлины на "легкие" нефтепродукты. Ценовой дисбаланс и увеличение поставок на внешний рынок, по мнению исполнительного директора Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, и стали причиной дефицита.

Александр Назаров не исключает, что некоторые НПЗ на фоне неблагоприятной ценовой конъюнктуры могли как раз сейчас затеять обязательный плановый ремонт и приостановить производство.

Получается, что крупные нефтяные холдинги продолжают исправно снабжать топливом свои АСЗ, а вот у независимых заправок, особенно в регионах, вполне могут возникать трудности. Именно это мы и наблюдаем на Алтае – "Роснефть" и "Газпром Нефть" приостановили отгрузку топлива независимым продавцам (на их АЗС теперь пусто), зато на заправочных станциях самих топливных монополистов скопились очереди.

Антимонопольщики заподозрили картельный сговор – Алтайское Управление Федеральной антимонопольной службы начало проверку по факту бензинового кризиса. К поиску причин кризиса вскоре должны подключиться и другие госструктуры – глава правительства поручил всем компетентным ведомствам доложить о причинах дефицита топлива.

Паника, как и было сказано

Собственно, у государства есть два пути уладить сложившуюся ситуацию: вновь задействовать ручное управление или благословить рост цен на розничном рынке. Первый вариант устроит потребителей, но придется не по душе самим нефтяникам, которым не хочется жертвовать своими доходами.

Поэтому эффект от административных мер может быть краткосрочным, а новые кризисы станут вопросом времени. Второй путь – выравнивание цен на российском рынке с мировыми. Это пойдет вразрез с общественным мнением, которое, напоминает Григорий Сергиенко, "с удовлетворением восприняло решение о заморозке цен". Замкнутый круг.

Впрочем, если отпускать цены постепенно, то это будет воспринято не так болезненно. Тем более, цены все равно растут, по оценке исполнительного директора МТА, за прошлую неделю литр бензина в Москве подорожал от 13 коп. до 25 коп.

Впрочем, возможно, неблаговидная роль нефтяных компаний в алтайском кризисе несколько преувеличена. Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не считает, что розничные продавцы топлива работают себе в убыток, их бизнес, по мнению эксперта, вполне рентабелен. А серьезную, если не решающую роль в ситуации с дефицитом сыграла "нагнетаемая паника". В том же духе высказался и полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, по информации которого запасы топлива в Алтайском крае есть, но из-за ажиотажа продавцы не успевают подвозить его на заправки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала